Принять участие

Приём работ продлён, осталось:

  • 00дней
  • 00часов
  • 00минут
Главная/Конкурсные работы/Автоэкспедиция «Заповедный пояс» завершила свой первый этап

Автоэкспедиция «Заповедный пояс» завершила свой первый этап

Лучший журналист сетевых СМИ

Автоэкспедиция «Заповедный пояс» завершила свой первый этап

Автор текста: Никита СИЛИН

Автор фото: Никита СИЛИН

02.06.2017

Уникальная автоэкспедиция «Заповедный пояс: от Урала до Байкала» завершила свою первую часть маршрута. Через заповедники Челябинской и Свердловской областей путешественники добрались до Югры. Тут они смогли посетить наши заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский» и сделать на середине пути первые выводы. О том, какие страны заинтересовались челябинским метеоритом, как создают экотуризм на территории заповедников и открылась ли заповедная система людям, - в репортаже «Сургутской трибуны».

Через всю галактику… в Челябинск

При въезде в город Миасс Челябинской области может показаться, что это большой дачный поселок, который в один прекрасный момент превратился в город. Но, как это часто бывает, первое впечатление обманчиво. Миасс не уступает своими размерами Сургуту, а на его территории находятся такие важные для страны организации, как Государственный ракетный центр, машиностроительный завод, а также Ильменский заповедник. Последнему еще в советские годы дали имя вождя Октябрьской революции Владимира Ленина, и оно сохранилось даже в наше новое время. К слову, рядом с территорией заповедника есть Институт минералогии. И там до сих пор стоит памятник Ильичу. Все-таки это уже редкость в наши дни.
- А вот вам и последствия автомобильной трассы через заповедную территорию, - с сожалением говорит сотрудник заповедника, показывая на брошенный в лесу бампер от иномарки.
Я бы не особо поверил, если бы не увидел сам. Через охраняемую природную территорию проходит федеральная трасса М-5 «Урал». Кто ездил в тех местах, знает, что движение там порой оживленнее, чем на Югорском тракте.
Ильменский заповедник является одним из старейших на территории постсоветского пространства. Его создали в далеком 1920 году по приказу Владимира Ленина, который объявил Ильменские горы минералогическим заповедником. И тому есть причина. Еще в XIX веке ценность Ильменских гор для мирового научного сообщества отметил немецкий ученый Йоханнес Менге. Позже минеральные жилы на территории заповедника привлекли интерес добытчиков. Сейчас заповедник занимается преимущественно охранной и просветительской деятельностью.
- Вот и он, знаменитый челябинский метеорит, - показывает небольшой черный камешек сотрудник музея.
Как уже упоминалось выше, рядом с заповедником работает Институт минералогии РАН. Именно его сотрудников отправили буквально на следующий день после падения метеорита в 2013 году исследовать нежданого гостя из космоса. В это же время институту начали предлагать научное сотрудничество коллеги из Канады и Европы. Но их энтузиазм быстро испарился, когда опубликовали первые данные о составе метеорита.
- Если говорить простым языком, то метеориты делятся на металлические, каменные и смешанные. Так вот челябинский [метеорит] оказался большим куском металла. Такие уже падали на Землю, так что ничего нового, - рассказали в институте.
«Лететь через весь космос и прилететь в Челябинск… Слегка сомнительное достижение», - подумал я.

Любовь, природа и никакого мяса

После Малого Ямантау в Башкирии подъем на гору с детским названием «Веселая» показался прогулкой по парку. Тем более в отличие от башкирского гиганта на вершину сделали удобную деревянную дорожку, а на самой горе - целую смотровую площадку. Казалось бы, ничего удивительного. Но все эти удобства сделали два человека из Челябинской области на голом энтузиазме.
- Они сами притащили наверх все балки и доски. Работали за самые скромные деньги, потому что природа нравилась. Проектировщик сразу не поверил, что все собрали такими малыми силами, - рассказал директор Висимского заповедника Александр Грановский.
Любовь к природе привела в Висимский заповедник и пару смотрителей – Владимира и Ани. В леса Свердловской области они попали абсолютно случайно, во время своих путешествий по стране. Ездила пара много и потертый этнический барабан в руках Владимира не дает им соврать.
- Мы сами из Кургана. Но повстречали друг друга несколько лет назад во время путешествий. И вот в начале года оказались в Кировграде (город в Свердловской области, где находится офис Висимского заповедника. – Прим. ред.). Там через общих знакомых наткнулись на вакансию смотрителей. Решили попробовать, и нам понравилось. Тут великолепная природа, – поделилась пара с корреспондентом «СТ».
Живут молодые люди в одном из экодомов, которые построили для будущих туристов на территории заповедника. По замыслу директора, дома будут работать на солнечной энергии, а вода - из местных источников. Перед тем как начать строительство, специалисты заповедника провели мониторинг окружающей среды, чтобы узнать, не повредят ли туристы экосистеме. Решили, что нет. Но мониторинг будут делать каждый год. Все-таки экосистема - вещь чрезвычайно хрупкая.
Но туристы смогут посетить Висимский заповедник уже в этом году. Помимо высокой цены и общепринятых норм поведения на природе, потенциальных посетителей ждет еще одно правило – никакого мяса. Ответа на вопрос, почему гость заповедника должен быть вегетарианцем, не последовало.


Дальше будет сложнее

В Югре участники экспедиции посетили заповедник «Малая Сосьва», природный парк «Самаровский чугас», а также Юганский заповедник. Напомним, что именно сотрудники последнего организовали эту уникальную экспедицию.
Прибытие в Югру можно считать чекпоинтом перед самым сложным этапом – путешествием к Байкалу. Автор идеи экспедиции, государственный инспектор отдела охраны Юганского заповедника Евгений Сыркин поделился с «Сургутской трибуной» впечатлениями от уральского этапа поездки. 
- Евгений, получается ли экспедиция такой, какой она изначально задумывалась?
- Не совсем так. Первоначально была идея проехать по России на автомобилях УАЗ. Я патриот страны и уверен, что было бы здорово, если бы мы сделали этот пробег на отечественных автомобилях. Но все получилось немного иначе, но не хуже. Без всяких технических нареканий и нареканий среди участников
- Далее вы поедете на Байкал. Какие трудности ожидаете и какие уже преодолели?
- Самой главной трудностью станет дорога. Будет сложный внедорожный участок между Кузбассом и Хакасией. Кроме того, у нас будут длинные и утомительные перегоны. Это будет непросто для водителей. Мы надеемся на такой же радушный прием от коллег в заповедниках, как и в самом начале экспедиции. Ведь мы изначально планировали ночевать в палатках, но практически везде мы ночевали в зданиях, принадлежащих заповедникам.
- Можно ли сказать, что заповедная система становится доступнее людям?
- На данном этапе это слишком сильное заявление. Но я считаю, что мы идем к этому.
Далее «Заповедный пояс» продолжит свой путь на восток страны. На втором этапе путешествия меня заменит мой коллега Рамиль Нуриев. Следите за репортажами на страницах «Сургутской трибуны» и на портале ugra-news.ru.



Заповедный пояс.docx, 0.02 Мб