Принять участие

Приём работ продлён, осталось:

  • 00дней
  • 00часов
  • 00минут
Главная/Конкурсные работы/Панорама культурной жизни

Панорама культурной жизни

Лучший радиожурналист

Панорама культурной жизни

Корр: Невозможно существовать без культуры. Это наследие, данное нам от мудрых предков, которые шаг за шагом изучали мир. Многие промыслы и ремесла древности уже утратили свое значение и стали забыты от ненадобности, хотя есть еще умельцы, способные делать то, что сегодня не имеет практического значения, но несет в себе культуру. Раз в три года такие мастера собираются на международном конгрессе традиционной художественной культуры. Сегодня в программе расскажу вам об умельцах, которые популяризируют древние ремесла. У микрофона в студии Кристина Кравцова, здравствуйте!

(Муз.отб)

Корр: Сегодня изживают себя такие профессии как ткачиха, кузнец или гончар. Причина в том, что в наш современный техногенный век эту работу выполняют машины. Крупные заводы производят для нас посуду, одежду, строй материалы и даже готовую еду. Мастера народных промыслов и ремесел сегодня несут другую функцию – просветительскую. Они рассказывают о давно позабытых техниках как об элементе искусства. Так, например, раньше различные обереги на одежде женщины были необходимостью. Они защищали от различных бед, болезней и печалей. Сегодняшняя одежда кроме моды не несет в себе ничего, да и мода сама по себе понятие относительное. Нелла Хисанова сотрудник Лянторского музея старательно стежок за стежком делает на подоле национального марийского платья так называемые защипы. Она рассказала нам об их значении.

(Пленка)

Папка Е 815 (00:06) Я представляю марийскую культуру , я делаю орнамент который древний, который имеет место до сих пор в марийском костюме, это называется «вуду нэр» - обереговые защипы в переводе на русский язык «утиные носики». (00:37) Это оберег идет по подолу, по верху передника, по подолу передника. По подолу платья марийского и по низу талии платья еще . То-есть главные места женщины оберегает. (00:57) С деторождением, со здоровьем женщины прежде всего. Со здоровьем женщины, прежде всего, связано. Женщина это все , это продолжатель это мама, это она носит ребенка. Поэтому у нее здоровье должно быть под защитой.

(Конец пленки)

Корр: Умельцев, что занимаются ткачеством сегодня по всей стране можно по пальцам пересчитать. Оксана Клабухова нитку за ниткой тщательно прижимает друг к другу, получается довольно интересная ткань с особым плетением. Раньше женщине чтобы сткать, например, рубаху мужу нужно было потратить не менее месяца. Кроме кропотливого набора нитей, их сначала следовало изготовить, для чего нужно было еще и уметь прясть, а на это занятие уходило по пол года. Сегодня такую ткань используют больше для воссоздания старинной одежды в музеях, а иногда ручная ткань становится уникальным произведением искусства. Говорит мастер историко - культурного центра «Старый Сургут» - Оксана Клабухова.

(Пленка)

Папка Е 818 (00:04) Это называется ткачество . Мы делали реконструкцию старинных тканей – Мангазея 17 века и данный образец – это полотняное переплетение именно того времени. Используются шерстяные нити и длиннонабойный ткацкий станок. (1:14) ткань становится уникальной, она же изготовлена вручную. (1:24) Из такого именно из такого полотна можно шить одежду и рубахи например, рубахи шились, ну полотенца могли.

(Конец пленки)

Корр: Стоит ли говорить что носились подобные ткани подолгу, порой одной рубахи хватало на всю жизнь. Вот она практичность! Довольно практичными были и народы – ханты и манси. Пушнина в далекие годы была одним из промысловых материалов. Так, добытые Лисьи шкурки сдавались на производство, а остатки в виде лапок и ушек шли на личные нужды. Анжела Обирина унаследовала от своих предков ханты редкое ремесло работы с мехом.

(Пленка)

Папка Е 816 (00:03) Я сейчас изготавливаю традиционный воротник юганские ханты из лап лисы. Это как бы такое древнее ремесло, раньше всегда ханты шили такие воротники из отходного материала. Если добывали лису, пушнину сдавали в промысловое хозяйство, а вот из лап делали такие воротники. (1:00) Это сухожильные нити специальные для обычно вот всегда ну и сейчас многие шьют обычно шкуры сухожильными нитями. (1:15) потому что они прочные и у них есть такое свойство, например при даже вот когда обувь сшивают сухожильными нитями, они вот намокают нить и она так же вместе при высыхании обуви, нить высыхает вместе с ней, то есть у нее нет у нее есть свойство растягиваться и потом снова приобретает форму свою. (1:55) Потому что как бы любой материал даже вот что кожа, что шерсть он в ней как свой чувствуется материал, не инородное что-то.

(Конец пленки)

Корр: Ремесленная выставка, которая прошла в рамках международного конгресса собрала множество заинтересованных. Одним из таких стали школьники. Которые и представить себе не могли, что когда то их дальние предки занимались подобным мастерством. Мы опросили ребят, а они охотно поделились впечатлениями.

(Пленка)

Папка Е 820 (00:04) Ну мне понравилось вот это как только что глину делали вот. Мне вообще тут все много чего понравилось. (00:20) Ну то что можно так сделать быстро такую (00:28) куклу такую в деревню. (00:38) Еще я удивился как можно было на таком аппарате делать как то такие вот платья и все такое.

Папка Е 821 (00:03) Меня удивило больше всего вот станок ткальный, мне понравилось как плетут и как это все быстро происходит. Моментально прям.

Папка Е 822 (00:08) Меня мне очень сильно понравилось когда вот свистульки делают из глины и еще мне туту удивительно показалось как они все это делают из глины, как они все составляют из дерева, из палочек дерева.

Папка Е 823 (00:05) Мне понравилось как делали кукол и вышивали во так. И как делали из глины горшки. Это интересно было.

(Конец пленки)

Корр: Оставайтесь на нашей волне и мы продолжим знакомить вас с уникальными и давно позабытыми ремеслами.

(Перебивка)
Джингл «Панорама культурной жизни»

Корр: Приветствую всех. Кто только что к нам присоединился. У микрофона Кристина Кравцова. Сегодня в программе мы рассказываем о различных техниках, промыслах и ремеслах, которые в современном мире уже не используются, а вот раньше были ежедневной необходимой работой. Сегодня вещи наших предков хранятся в музеях, воссозданные техники изготовления посуды, мебели, одежды и украшений являются культурным достоянием, без которого, считают эксперты, невозможно нормальное развитие человека. Почему, знает директор центра художественных промыслов и ремесел Югры – Ольга Бубновене.

(Пленка)

Папка С 794 (18:37) Россия и вообще люди России, творческие люди талантливые. Можно сказать, что все талантливые – они намного отличаются от жителей других стран чем? То что у нас живет традиционная культура, мы все воспитаны на традиционной художественной культуре и ученые уже сегодня доказали что человек который не формировал или формировался вне традиционной культуры – таким человеком легко управлять, потому что у него нет стержня своего. В чем может быть мы кому то непонятны или мы со своими какими то запросами, понятиями россияне, неудобно кому то а потому что у нас есть свой стержень. который сформирован культурой, богатейшей культурой и задача президента сегодня – сохранить аутентичную культуру разных народов России для того чтобы крепче была наша страна

(Конец пленки)

Корр: Людмила принадлежит народу манси, она мастер по бересте, бисеру и меху. Множество техник она унаследовала от своих родителей. Говорит, и сегодня, когда все необходимое можно просто купить в магазине, использование предметов из природного материала, изготовленных вручную не заменит ничто. Людмила Милентьева работает в историко-культурном центре «Старый Сургут» и поделилась секретом изготовления берестяной наберушки.

(Пленка)

Папка Е 814 (00:12) Это такая наберушка для ягод. (00:20) Изготавливается из пласта бересты из коры березы. Она собиралась осенью, потому что осенью слой бересты которую можно рисовать , выскабливаются, способом выскабливания.(00:40) Традиционно сшивается она сухожильными нитями. А сейчас я буду делать из капроновых ниток, потому что сухожильные нити достаточно очень трудно, а для окантовки мы делаем, изготавливаем черемуховые прутья, потому что она очень гибкий материал такой. Природный материал и очень удобно с ними работать. (1:02) Сейчас да. Я делаю прутья - это получается, как ребра называется для того, чтобы сосуд стоял. Для поддержки сосуда. А вокруг будет так же окантовка черемуховыми прутьями с лицевой и с изнаночной стороны.

(Конец пленки)

Корр: Ее коллега – Олеся Лобович любитель изучать обрядовые вещи. Сегодня она показала мастер – класс по изготовлению мирового древа. О его назначении и особенностях оформления она расскажет сама.

(Пленка)

Папка Е 817 (00:04) Сегодня мы делаем мировое древо, которое ставили раньше в каравай на свадьбу молодым. Считалось что (00:20) ствол мир живых людей. а крона небеса. В легендах и сказках его называли мировым древом – рождение новой семьи – это то есть муж и жена ставили. (00:48) в каравай ее ставили. Если неразлучников их тоже в оберег их вешали, когда ехали в загс, то этих ставили в каравай уже, когда встречали. Что они теперь муж и жена. (1:15) Это заготовки мы изготавливаем головки. Вот уже ручки у нас получились у женщины, она будет положена в сарафан, то есть рубашка, сарафан у нее будет – все как положено. (1:39) Их в основном всегда делают белые лица – это символ чистоты ну и красный цвет – цвет возрождения, рождения как бы идет.

(Конец пленки)

Корр: А вы знаете что такое омолачивание? Процесс выглядит следующим образом – изделие из глины после недолгого обжига в печи окунали в нежирное молоко, а затем отправляли снова в печь часа на 2. Молоко создает эффект запайки трещин на изделии, а так же делает неповторимый окрас. Неповторимый, потому что каждый раз цвет не похож на предыдущий. Вообще глина в свое время считалась очень универсальным материалом. Из нее делали посуду и дома. А вот Инна Шевченко изготавливает из нее игрушки.

(Пленка)

Папка Е 825 (00:06) представлены немножечко Абашевской игрушки традиционной глиняной, Дымковской и Скопинской. Сейчас пытаюсь сделать Скопинского медведя из вашей местной глины. (00:24) Я из Сургута я тоже леплю и из местной глины, и из привозной. Но здесь у вас глина она немножечко тощая, это говорит о том, что есть глина жирная, которая эластичная пластичная, ее очень хорошо заглаживать, а здесь глина она с большой примесью песка. Для сосудов она хороша, а для мелкой пластики не очень. Чтобы ее подготовить это трудоемкий очень процесс.

(Конец пленки)

Корр: Игрушка игрушке рознь. В каждой местности их лепили по-своему. Зависело это и от фантазии людей, от того какой образ жизни они вели, ну и, конечно, от того, что их окружало.

(Пленка)

Папка Е 825 (1:14) В каждой местности свои особенности и стилистические и колористичекие. Вот Абашевский олень они как бы узнаваемые. Козлы, олени они сказочные такие персонажи мифологические и у них раскрашенные рога. Они есть настолько ветвистые, что больше самого оленя бывают. (1:45) Дымковская игрушка наверное самая узнаваемая. (2:01) Все знают Дымковская игрушка - значит барыня, всадники вот эти все композиции, карусель. (2:14) они делались из красной глины, расписывались сверху мелом растертым яйцом, а потом уже наносили краску, краситель. Яркие все такие. (2:45) Скопинская игрушка у них не так много в принципе игрушек – это в основном медведи (3:03) Скопин это родина гончарного ремесла, там очень много у них больших сосудов, тоже очень много налепов, какие то сказочные птицы, даже драконы там есть.

(Конец пленки)

Корр: Мастер – Инна Шевченко уже рассказала что глина бывает разной. Екатерина Лебедева так же работает с этим материалом, но добывает она его в других местах и изготавливает посуду. Чтобы материал был жаропрочный, она добавляет в смесь шерсть.

(Пленка)

Папка Е 819 (00:08) сейчас в данный момент я создаю плоскодонный сосуд периода поздней бронзы – это Атлымская культура крестовая. По сути, я делаю из местной глины Кондинского района, поселок Половинка. Глина с примесью шерсти. (00:26) На первый взгляд шерсть не видно. Но если взять глину и вот так вот ее порвать, то вот эта шерсть. Шерсть - как скелет. Во-первых она играет такую связующую роль. Глина становится липкая пластичная и при обжиге тоже такая огнеупорная роль, она как скелет получается. (00:53) Дает крепость, стенки еще держит. (1:04) Посуда может быть разная, так как крымки для молока, так же корчаки для завода теста можно сделать, можно сделать просто горшок для цветов. Это глина, это универсальный материал, из которого можно изготовить все, что хочешь. (1:20) Я как мастер скажу, что мне уже в принципе легко это делать, но у кого нет навыков, тем, конечно, стоит постараться.

(Конец пленки)

Корр: Говорят, лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Сегодня вещь, изготовленная вручную, считается уникальной и неповторимой. А когда то такой неповторимый шарм имело все окружение человека. Именно такую значимость сегодня несут сохраненные техники производства ткани, меховых изделий, посуды, инструментов и игрушек – быть единственными в своем роде и привносить культуру в нашу обыденность. На этом я – Кристина Кравцова говорю вам до новых встреч на волнах радио «Югория»!

Загрузка плеера
Панорама культурной жизни (Ремесла).docx, 0.03 Мб