Принять участие

Приём работ продлён, осталось:

  • 00дней
  • 00часов
  • 00минут
Главная/Конкурсные работы/Ханты-Мансийск: зарождение креативного мышления

Ханты-Мансийск: зарождение креативного мышления

Лучший журналист печатных СМИ

Не хлеба, а зрелищ

Интересно, что, несмотря на высокий уровень жизни, досуг хантымансийцев захватили не рестораны и магазины, а культурные учреждения, коих в городе десятки. В последние годы библиотеки, музеи, концертно-досуговые комплексы и галереи начинают превращаться в креативные хабы. Теперь там не просто продают билеты на выставки и концерты, а учатся выстраивать диалог с населением. 
Например, в концертно-театральном комплексе «Югра-Классик» проводят мастер-классы, тематические вечера, мероприятия всероссийской акции «Ночь в музее». Руководство КТЦ активно поддерживает инициативы творческой молодежи. В их числе экспериментальный спектакль «Ханты-Travel», который поставили хантымансийцы, – о себе, о тех, кто, решил не переезжать в «Москву-Питер». Его создавали в креативной лаборатории «Город своими руками» компании «Газпром нефть». Перформанс стал новым шагом к развитию креативных практик в городе. По отзывам зрителей, постановка получилась откровенной, она рассказала о Ханты-Мансийске из первых уст, каждый мог узнать в камерных историях себя, соседа, коллегу или бариста из кофейни. Это была первая попытка заговорить о городе не по шаблонам – нефть, мороз, олени. И у жителей сибирского города все получилось.

Новый театр руками молодёжи

После первой удачной попытки документальный театр отправился в село Елизарово Ханты-Мансийского района. Там, в 90 километрах от Ханты-Мансийска, проживают четыре сотни человек, а в стенах школы занимаются 40 детей.

– Маленькое село, и такая большая школа – это впечатлило нас. Вообще поставить спектакль в таком месте показалось нам очень романтичной идеей. Наша команда была вдохновлена. Приехав туда, мы увидели настоящую сельскую жизнь – тишина, рыбаки, огороды, – делится впечатлениями руководитель проекта «Лаборатория документального театра» Каролина Шибко.
Первым шагом при подготовке документального спектакля стал редизайн актового зала школы, который одновременно является и залом елизаровского Дома культуры. 

– Это был типичный для сельской местности зал – с голубой сценой, желтыми стенами и бордовыми кулисами. 23 августа мы с командой начали ремонт помещения, поменяли сцену, перекрасили стены, пошили новые кулисы и сделали театральный свет. И через три дня появилась совершенно новая площадка, полноценный театральный зал. Мы влюбились в это пространство. Дети, которые увидели обновленный зал, наперебой спрашивали нас: «А это точно наша школа?», – добавляет Каролина.

Креативная команда из окружной столицы привлекла к работе над спектаклем семерых детей, именно они собирали материалы о селе, брали интервью у своих родителей, знакомых, соседей. Задача – сделать постановку о реальной жизни села, о том, как и чем оно живет, чем дышало десятилетия назад. Главными актерами стали дети – они поведали со сцены о том, что им по-настоящему интересно сегодня.

Финальный аккорд многодневной работы – видео «Лица Елизарово», это палитра характеров и образов села. В нем – сегодняшняя жизнь сибирской деревни.

Над уникальным проектом работали режиссер спектакля «Елизарово_док», художник-постановщик театра обско-угорских народов «Солнце» Мария Саблина; дизайнер, оформитель, автор и создатель живого пространства «Вдох» Анастасия Левдина; фотограф, оператор проекта, создатель фотостудии Linzastudio Кирилл Меркурьев.

Вообще драйверы креативности в Ханты-Мансийске – студенты и работающая молодежь. Несколько лет назад именно они придумали открытый городской кинофестиваль, на котором ежегодно начинающие актеры, режиссеры, сценаристы представляют на суд зрителей свои социальные, драматические, комедийные, документальные видеоролики. 

«Солнце» – одно, а светит всем городам

Негласно среди молодежи решено, что самый прогрессивный и экспериментальный театр города – это «Солнце». Театр обско-угорских народов – яркий пример того, как можно сохранить баланс между фольклорным наследием и современными веяниями. Основной источник идей для постановок – произведения местных авторов. Благодаря «Солнцу» жители округа начали постигать свою литературную историю, уникальную и ценную.

– Театр, несомненно, можно отнести к креативной индустрии города. Художественный руководитель Анна-Ксения Вишневская – талантливый режиссер и идейный вдохновитель, тот «мотор», который заставляет развиваться и двигаться вперед. Особенностью «Солнца» является его труппа, она представляет коренные малочисленные народы Севера – ханты и манси. На базе театра под руководством Анны-Ксении действует режиссерско-актерская лаборатория, в которой актеры учатся выбирать материал для будущих постановок, развивать режиссерское мышление. Каждый спектакль театра уникален, – рассказывает главный художник «Солнца» Мария Саблина.

Вот уже 14 лет театр не только ждет зрителей на свои спектакли, но и сам выезжает к ним. Труппа побывала с гастролями во многих уголках Югры, в том числе отдаленных. Актеры и режиссеры покорили сцены России и зарубежья, добрался колоритный театр и до Парижа с Лос-Анджелесом. Кроме того, «Солнце» не просто развивается само по себе, а живет в ритме города. Постановки или фрагменты спектаклей становятся частью крупных городских и окружных мероприятий, в частности тех, что посвящены памятным датам народов ханты и манси. Театр стал хабом, собравшим лучших творцов города, среди них – художники Павел Мизёв, Вячеслав Зайчиков, Мария Саблина, композитор Игорь Устинович, музыкант Вероника Кузнецова, хореографы Евгения Беспалова и Фаина Иштимирова.

Культура потребления

В последнее время еще одним популярным местом для молодежи стала кофейня на центральной улице – Энгельса. Здесь в основном собираются студенты. Постепенно заведение выросло в пространство, где собираются друзья, в одном из залов появились два стеллажа, на которых горожане и гости города отставляют свои любимые книги.

Вообще за последние три года в городе значительно выросло количество «кофейных точек», теперь почти каждый кофеман или просто модный горожанин ходит с картонным стаканчиком в руках. 

Говоря о более масштабных пространствах, в данном случае об архитектурном, следует отметить, что Ханты-Мансийск напоминает спокойный европейский городок. С Европой его роднит не только архитектурная палитра, но и чистота. Югорская столица – аккуратный город, одновременно центральная его часть изобилует масштабными цветными граффити. Изображения северных девушек, жар-птицы, сказочного оленя не покрывают сверху безликой краской – качественный стрит-арт существует легально. Эту инициативу поддержала городская администрация. А все работы, появившиеся на строениях Ханты-Мансийска, – результат фестиваля уличного искусства и граффити «Стенограффия», проводимого командой агентства Streetart.

В центральном городском парке «поселилась» жар-птица, созданная художницей Сашей Шестаковой.

– Отдельно хотелось бы отметить приятный момент – все объекты были сделаны по первоначальным эскизам, без кучи правок (как это обычно бывает), такими, как я их представляла и делала изначально. Вообще здорово, что такой фестиваль расширяет географию и красивые стены появляются в разных городах нашей большой страны, – делится впечатлениями от участия в глобальном арт-проекте Саша. 

В августе этого года у входа в парк Лосева, рядом с КТЦ «Октябрь», появилась еще одна работа, ставшая единым целым с природой. По словам художника Сергея Акрамова, во главе угла – контекст арт-объекта. Стена, которая, кажется, была там всегда, становится иллюзией. Уличное искусство как бы растворяет поверхности в пространстве. Зеленый лес поглощает бетонные постройки, а не наоборот.


На сегодняшний день город почти на сто процентов обеспечен современной инфраструктурой, созданы все необходимые условия для жизни. Но креативная среда пока только начинает развиваться. Оригинальные проекты могут не дожить до стадии реализации только потому, что создается впечатление, будто горожанам это не нужно. Что странно при наличии такой благодатной материальной базы. Однако сейчас у креативных хантымансийцев есть возможность помочь развитию зарождающихся и уже имеющихся хабов и поучаствовать в их работе.

Анна Лейниш печатные СМИ.docx, 0.02 Мб 26_22.pdf, 0.54 Мб