Город в дорожной петле
«Лучший телевизионный журналист»
Автор: Максимов Константин Владимирович
Константин МАКСИМОВ, журналист
Нягань, на первый взгляд обычный небольшой городок с типовой застройкой. Однако под такой неказистой оболочкой таиться недюжинный потенциал развития. Судите сами — в Нягани пересекаются две важные автотрассы — из Тюменской и Свердловской областей. Кроме того, здесь есть довольно крупный аэропорт, а ещё пролегает железная дорога. Всё вместе это делает Нягань, пожалуй транспортной столицей левобережья Оби. Что же мешает ей полностью раскрыть свой потенциал? Давайте разберёмся в этом вопросе, по сути.

Большинство россиян, из числа тех, что географией не интересуется, и никогда не бывал в Югре, могут, в лучшем случае, вспомнить о Нягани ровно три вещи. Там родилась теннисистка Мария Шарапова, выросла биатлонистка Дарья Домрачева, а ещё зародилась знаменитая команда КВН «Кефир», которая жгла глаголом в высшей лиге целых три года. И, кстати, много и разнообразно шутила про родной город.

Нагянь основали гуси. Отсюда и название.

На самом деле, пальму первенства в этом вопросе можно смело отдать лесорубам, которые, в середине прошлого века, основали здесь сначала леспромхоз, а затем и посёлок. Хотя, упоминания о неких няганских юртах местных ханты датируются ещё 19-ым веком. Городом же Нягань стала в конце 80-ых, когда в её окрестностях нашли большую нефть. Собственно, в те же годы она обрела одну из главных своих нынешних проблем. Хотя тогда, само собой разумеется, никакой проблемой это не было.  

До отправления сапсана Москва — Нягань осталось 12 лет.
Нам очень легко было соблюдать условия СТЭМа. На Няганском вокзале больше трёх человек всё равно не помещается.

По свой вокзал КВНщики Нягани шутили ещё семь лет назад. За это время как видите, новое здание до сих пор не достроили, вокруг него стоит ограда, а старое по-прежнему маленькое и тесное. Так что шутка всё ещё актуальна.

Как мы не пытались, так и не смогли попасть в новое здание. Хотя его размеры впечатляют даже из-за ограды. А вот что там внутри - история умалчивает. Остаётся надеяться - не приют для бездомных.
А вот старое здание не впечатляет ни внутри, ни снаружи. В паводок к нему, скорее всего, даже не подойти. Без сапог. Несколько тесных клетушек и туалет выгребного типа на улице. Такой вот 21-ый век.
Мешает ли подобный вокзал нормальному развитию города? Без сомнения! Люди, конечно, привыкают ко всему, в том числе, к таким условиям ожидания поезда, но ездить им предпочитают как можно реже. Да и на имидже города это отражается не лучшим образом.
От руководства РЖД никаких комментариев, добиться не удалось. Впрочем ничего нового. А если верить местным чиновникам, ещё чуть-чуть, и дело сдвинется с мёртвой точки. Во всём, как водиться, виноваты недобросовестные подрядчики.

Иван ЯМАШЕВ, глава г. Нягани
С 2014-го года законсервирован данный объект. Но с учётом того что на 85 % этот объект готов к эксплуатации, знаем что сегодня корректируется проектно-сметная документация, самое главное что средства регионом запланированы. И после экспертизы объекта в следующем году будет объявлен конкурс. К концу 20-го года, началу 21-го этот объект, я уверен, будет введён в эксплуатацию. Это создаст и комфортные условия, и дополнительные возможности и для няганцев, и для соседей. В перспективе когда будет сформирован транспортный каркас региона, в перспективе и в сторону Ямала двигаться, в сторону Сургута, до Пыть-Яха, это тоже важно. Потому что это создаёт дополнительные условия для северо-запада региона, который не так экономически развит, как восточная часть.

Не люблю няганский вокзал — он мне няганский аэропорт напоминает.

А вот с этим согласиться трудно. Аэропорт Нягани, и на первый, и на второй взгляд, соответствует всем современным требованиям. Его мощностей хватит, чтобы обслужить за один час сто человек. И это не смотря на то, что с начала года, число рейсов, которые он принимает, выросло в три раза. Теперь Нягань связана прямым воздушным мост с Сургутом, Белоярским и Ханты-Мансийском. Последний из бортов способен, кажется, даже опережать время. Заявленный час от югорской столице в воздухе сокращается на целых 20 минут.

Константин МАКСИМОВ, журналист
Вот такое соответствие пословице «время — деньги» по-югорски! Сорок минут на борту из Ханты-Мансийска, и вы в Нягани, ещё час — и в Белоярском. А по трассе эта дорога займёт не меньше суток! Ну а как — в нашу эпоху ускорения всего и вся, по другому нельзя!

Не нарадуется такой новинке жительница Белоярского Татьяна Михайлова. В Нягани у неё дети и ездить сюда ей приходиться постоянно. Теперь вместо большей части дня дорога занимает от силы час. Даже заскучать не успевает.

Татьяна МИХАЙЛОВА, жительница г. Белоярский
- Очень удобно лететь самолётом, так как дорога всё равно зимник, и затрата времени, и как бы очень удобно летать.
- А по деньгам? Не очень дорого?
- Да нет. В принципе нет. Всё устраивает. Всё хорошо.

Зал ожидания буквально под завязку. Вполне возможно такими темпами его скоро придётся расширять. Голос диктора призывает людей на посадку. Пассажиры устремляются к выходу. Однако на взлётке готовиться к вылету самолёт санитарной авиации. Таким судам — всегда приоритет.
Санитарный борт «упорхнул» в Ханты-Мансийск, спасать человеческую жизнь. Теперь можно лететь и по своим повседневным делам. Вперёд — в Белоярский.

Юрий ВОРОТНЯК, директор аэропорта г. Нягань
Аэропорт допущен у нас к таким самолётам как ИЛ-76, ТУ-154. Более современные это Боинг, Суперджет, Си-эр-джи.
- Вертолётных рейсов много?
Вертолётные рейсы это либо заказные, санитарные, пожарники, много.

Юрий Воротняк отдал няганскому аэропорту четверть века своей жизни. Работает здесь с момента его открытия. Помнит его ещё маленькой взлётной полосой и парой небольших домиков. Там он начинал простым техником. Теперь вот дорос до директора. И считает, что его детищу вполне по силам дорасти до международного уровня.

Ха-ха-ха-ха. Спрос определяет предложение. Будет спрос, значит аэропорт будет расти до этих размеров.

Чтобы продолжить разговор про Нягань, необходимо перенестись в другой город, Советский. Они во многом схожи, хотя первый и в два раза крупнее второго. Оба имеют ЖД-вокзал, аэропорт, и располагаются на пересечении автотрасс. Последние и создают общую для двух городов проблему. О которой даже «Кефир» не говорил.

Константин МАКСИМОВ, журналист
Парадоксы югорской логистики — Советский и Нягань располагаются на одной ветке железной дороги, проложенной между прочим, ещё в советские годы, а прямого сообщения между ними до сих пор ещё нет. Казалось бы — чего проще — особенно с нашими деньгами, рядом с железной проложить обычную автомобильную дорогу. Однако для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б — из Советского в Нягань, ну или наоборот, нашим автомобилистам до сих пор приходиться делать крюк через точку Т — посёлок Талинка, вот по этой трассе, а это лишние 150 километров.

Вот так это выглядит на карте. Сами видите, какой крюк.
Впрочем, проблема, похоже, близка к решению. Совсем скоро, уже осенью этого года в эксплуатацию наконец запустят прямой участок трассы.
Сейчас готова насыпь. Её ещё предстоит укрепить. И только потом начнут класть асфальт. Так что едем на свой страх и риск.
А вот и первое препятствие. На пути встала река.

Это будущий мост через реку Уньюган, один из двух на новой трассе. Пока готов только центральный пролёт. Но уже к осени к нему добавятся ещё два крайних. И его общая длина составит 40 метров.

Пока же дальше на нашей машине по этой трассе не проехать. Нужно возвращаться. Я в недоумении, поскольку трассу представлял себе несколько иначе. Думал, что мы, по крайней мере, должны проехать посёлок Уньюган. Мне буквально на пальцах ситуацию обрисовывает представитель «Северавтодора». На камеру говорить отказался. А порисовать на песке — почему бы и нет. Он объяснил — через Уньюган проходит старая трасса — вот, кстати, и она. Чтобы попасть на другой конец строящейся автодороги, едем по шоссе и мы. Проезжаем Уньюган — по сравнению Советским и тем более с Няганью посёлок совсем уж небольшой. Однако разрабатывая проект трассы, позаботились и о них — трасса проляжет в стороне и их покоя не нарушит. Кроме того, с её появлением в посёлке заметно улучшиться и транспортная ситуация. Поможет этому новый переезд через железную дорогу. Открывает он и другие перспективы.

Константин МАКСИМОВ, журналист
Песок из этого накопителя послужит опорой для будущего путепровода. Когда его закончат эта трасса перестанет быть тупиковой, и станет транзитной. И по ней, обгоняя время, а главное, экономя его, побегут большегрузы и легковые автомобили.

Снова Советский. Вот что по поводу скорого открытия новой трассы думают местные жители.

- Думаю, как-то оживит экономическую ситуацию в нашем регионе.
- На Нягань намного ближе — почти в два раза получается.
- С Коммунистического нам намного будет ближе, и на Нягань, и на Ханты. Да и вообще она жизнь наша — мы её так долго ждали.
- Экономия времени.
- Абсолютно для меня без разницы — есть дорога там, нет.

Кого этот вопрос волнует точно, так это Оксану Федосееву — жительницу Советского, которую мы поймали на вокзале города Нягань. Туда она постоянно вынуждена ездить на лечение. Поездом воспользовалась впервые, обычно её путь — в объезд по трассе.

Оксана ФЕДОСЕЕВА, жительница г. Советский
Три часа езды. Если обратно ехать с больницы это очень тяжело. Так что сократиться, сколько — часа полтора наверное будет. Будем в дороге. Поездом тоже не всегда удобно. А на машине — сел доехал. Ждём открытия дороги.

А вот мысли уже жителей Нягани.

- Экономия в бензине. Экономия во времени. Это очень приятно будет для людей.
- Раньше там только зимой можно было проехать, а теперь — в любое время.
- До Серова, до Екатеринбурга ехать теперь будет проще.
- Не надо будет крюк давать через посёлок Талинка.

У руководства город взгляд на перспективы его развития, конечно, куда более масштабный. Ну так на то они и власти.

Иван ЯМАШЕВ, глава г. Нягани
Сегодня Нягань на северо-западе это центр здравоохранения, торговли, отдыха. И нам важно чтобы наш бизнес был доступен для наших соседей, а не только горожан. Ну и чисто экономически — цена на бензин, завоз тех же продуктов питания, всё это сказывается на стоимости. Поэтому когда улучшается качество дорог, сокращается их расстояние, всё это улучшает в целом климат.

Рассказывая о Нягани, и ей проблемах, никак нельзя не упоминуть другой населённый пункт — посёлок Приобье. Который во многом и делает город важным транспортным узлом. Здесь находится конечная станция той самой ветки, на которой стоит Нягань, и важный речной порт, и паромная переправа, связывающая левобережье Оби с Белоярским районом и Ямалом. Здесь же, в перспективе, правда, пока весьма отдалённой, построят новый мост. Который откроет ТАКИЕ возможности... Аж дух захватывает.

Константин МАКСИМОВ, журналист
Это не сама большая Обь. Это протока Алёшкинская. Главное русло находится вот за этим островом. Новый мост, если его когда-нибудь и построят, проляжет примерно здесь, замкнув таким образом Северный широтный коридор, и соединив газоносный Ямал с центральной Россией. Если подобное случится, небольшому Приобью вполне по силам стать транспортным узлом федерального значения.
Название СМИ
ОТРК "Югра"
Наименование источника, в котором транслировалась конкурсная работа
Окружная телерадиокомпания "Югра"
Информация
Югорские компании приглашают на международный конкурс в сфере коммуникаций
23 Октября 2020 0
Открыт приём заявок на участие.
23 Октября 2020 0
Открыт прием заявок на конкурс профессионального мастерства «Журналист года»
7 Октября 2020 0
Срок проведения Конкурса – с 7 октября по 30 декабря 2020 года, прием документов для участия в Конкурсе – с 7 октября по 15 ноября 2020 года. На Конкурс принимаются работы, размещенные в СМИ в период с 15 ноября 2019 года по 15 ноября 2020 года.
7 Октября 2020 0
За звание «Золотое перо»
13 Ноября 2019 0
Продолжается прием заявок на конкурс «Журналист года Югры».
13 Ноября 2019 0
Форум «Югра молодежная» приглашает к участию журналистов и блогеров
28 Октября 2019 0
IV региональный форум для молодых журналистов «Югра молодежная» состоится 7 – 8 ноября в Ханты-Мансийске.
28 Октября 2019 0
Журналистов Югры приглашают на конкурсы
17 Сентября 2019 0
Принять участие в окружных конкурсах профессионального мастерства приглашает журналистов окружных, муниципальных, корпоративных средств массовой информации, а также обучающихся, студентов образовательных организаций автономного округа департамент общественных и внешних связей Югры.
17 Сентября 2019 0
Стартует «Стоп, коррупция!»
11 Сентября 2019 0
Департамент общественных и внешних связей Югры объявляет о проведении в 2019 году конкурса журналистских работ.
11 Сентября 2019 0
«СМИротворец» ждёт участников
9 Сентября 2019 0
X всероссийский конкурс «СМИротворец» на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений ждёт участников. Приём заявок - до 1 октября 2019 года.
9 Сентября 2019 0
Журналистов приглашают на конкурс «В фокусе – детство»
3 Сентября 2019 0
О приеме журналистских работ для участия во Всероссийском конкурсе «В фокусе – детство» объявил Региональный организационный комитет по проведению конкурсного отбора.
3 Сентября 2019 0
Журналистский конкурс «Бизнес Югры» ждёт участников
2 Сентября 2019 0
Стартовал приём заявок на окружной конкурс для журналистов «Бизнес Югры».
2 Сентября 2019 0
Молодые журналисты Югры узнали о новой медиакультуре
29 Августа 2019 0
Три дня, 20 спикеров, 200 участников со всего Урала и множество полезной информации - журналисты Югры приняли участие в молодежном форуме о новой медиакультуре «Мёд». Он состоялся с 26 по 28 августа 2019 года в Челябинске.
29 Августа 2019 0