Чтобы понимать друг друга
Я – родитель (для печатных СМИ)
Автор: Кабирова Татьяна Анатольевна
2019 год в Югре объявлен Годом семьи. А кто не знает, что семья – это труд, причем не только на повышение благосостояния и удовлетворение ежедневных потребностей всех ее членов. Это еще и колоссальная ежеминутная работа по налаживанию, укреплению взаимоотношений, ежеминутная и ежесекундная поддержка в следующем шаге – даже если это заучивание стихотворения или освоение нового слова, звука!
Качество артикуляции – важнее одежды, по которой встречают: если «каша во рту», насмешек не избежать, не спасет даже статус политика – вспомните, сколько было речевых пародий на Генсека СССР Леонида Брежнева. В детских коллективах это одна из причин конфликтов, от качества речи зависят интеллектуальное развитие и успешная учеба в школе. Вот поэтому речь ребенка с малого возраста становится объектом внимания логопедов в детских садах, и, как ни странно, в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи даже устраивают конкурсы чтецов. О том, зачем это нужно, какие проблемы выявляются у малышей в наши дни, и что делать, рассказывает логопед пойковского детского сада «Солнышко» Олеся Солойденко.
– Олеся Анатольевна, зачем устраивать конкурс, если дети звуки не выговаривают?
– Таких обычно не берут ни для каких концертов или спектаклей, они в этом плане обделены вниманием и славой. Конкурс помогает им почувствовать себя наравне со всеми, услышать, что кто-то читает лучше, и стремиться к тому же.
– В чем причина сильных речевых нарушений, когда даже несмотря на активное речевое окружение в детском саду, ребенок говорит хуже сверстников?
– Причин много, но в большей степени все-таки дородовые, родовые травмы, экология. Здоровье и развитие ребенка зависит от того, как мама выносила беременность, лечилась от чего-то или нет в этот период. Если отслеживать речевые нарушения детей, которые взяты на учет в логопункте, то выяснится, что у их мам во время беременности были какие-то проблемы. А может, ребенок тяжело переболел в раннем возрасте, а может, мама курила….
– Это тоже влияет?
– Курение, алкоголь влияют на здоровье, развитие ребенка. Нарушения речи могут быть связаны с заболеваниями органов слуха, дыхательной системы – здесь может быть нужна медицинская помощь.
Еще один фактор – это двуязычие. Правильное произношение и речь труднее даются детям, которые дома говорят не по-русски, у них часты замены звуков, искажения. Хотя замена «ши» – «жи» может быть из-за особенностей формирования языка, то есть артикуляционный аппарат работает неправильно. Но я считаю нарушениями речи даже те случаи, когда есть проблемы с произношением только звуков позднего онтогенеза – «р», «л». К подготовительной группе они должны артикулироваться, если они не устанавливаются, это явное нарушение.
– Много ли детей с такими речевыми нарушениями?
– Очень! Например, на логопедическом пункте мы плотно работаем с подготовительной группой, чтобы выправить к школе имеющиеся недостатки, так вот из группы в 33 человека 27 нуждаются в логопедической помощи! И это только в одной группе. А на логопункт мы можем зачислить 20, максимум 25 человек.
– Кто приводит детей к логопеду: родители или воспитатели?
– В начале года идет обследование по всем группам, но могут обратиться и родители. В основном отбираем по наблюдениям. В подготовительных группах логопедическая работа обязательна, но если проблемы очень тяжелые, на логопункт ребенка зачисляют со старшей группы, чтобы года за два-три – к школе успеть выправить нарушения.
– Как должны вести себя родители, у которых ребенок не выговаривает или неправильно артикулирует большую часть звуков?
– Они должны бить тревогу! Но бывает, что их приглашаешь, говоришь, что у ребенка нарушения речи, нужно заниматься дома, мы даем рекомендации, упражнения. Но часто слышим в ответ: «А, да разговорится с возрастом!». К сожалению, немногие серьезно относятся к речевому развитию, стараются записать ребенка на различные кружки – не замечать косноязычия проще.
– А что конкретно вредит детям в родной семье?
– Сюсюканье, родительское потакание, отсутствие диалога с детьми... На родительских собраниях второй младшей группы предупреждаю родителей, чтоб не сюсюкали с детьми. Это важно, потому что дети в первую очередь копируют речь мамы и папы.
– А как быть двуязычным? Когда и родителям сложно говорить на русском?
– Это тяжело. Между собой родители могут общаться как хотят, но дома с детьми надо стараться говорить на русском языке, ведь им учиться в русской школе.
– Действительно ли не решенные в дошкольном возрасте речевые, артикуляционные проблемы влияют на успеваемость, положение ребенка в школе?
– Влияют. И даже в начальных классах это серьезная проблема, потому что качество устной речи отражается на письме, где ребенок будет заменять один звук на другой. Одно дело, когда это связано с артикуляционным аппаратом: не скажет, но напишет правильно. Но если у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие – он не слышит звук правильно и пишет так, как воспринимает его: «суба» вместо «шуба». Он даже научится артикулировать звук, но, если мы ему слух не разовьем, он так и будет писать неправильно. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на такие ситуации.
– Наверняка Вам приходится встречаться с детьми старших классов, у которых речь не безупречна – не хочется сказать: «Приходи ко мне на занятия»?
– И обращались за помощью, и занимались. Одна девочка попросила помощи, потому что только в девятом классе заметила, что у нее горловой «р» – а ей хочется петь в хоре. Мы занимались, правда, во взрослом возрасте избавиться от горлового произношения практически невозможно, так что родителям следует тщательнее следить за речью ребенка: недочеты произношения у взрослого человека сказываются на восприятии его другими людьми. Как можно всерьез воспринимать грассирующего, картавящего диктора, телевизионного ведущего? Если в детском возрасте это еще очаровательная особенность, во взрослом – недостаток.
– Культура речи воспитателя, преподавателя в школе тоже имеют значение?
– Безусловно. Поэтому с педагогическим коллективом логопеды тоже проводят практические занятия, мастер-классы по культуре речи. В моей практике была ситуация, когда дети в группе, причем все, пылесос называли смешным, невозможным словом. Оказалось, у них когда-то был воспитатель, который так и называл пылесос, и дети это запомнили и приняли в свой лексикон. Может, для ребят средних, старших классов при условии их достаточного речевого развития, ошибки учителя и не будут критичны, но в детском саду любые непростительны.
– Что бы вы порекомендовали для самой широкой аудитории?
– Много разговаривать с детьми, независимо от их возраста, читать с ними и петь песенки. Материал для домашних занятий можно найти в Интернете: это и рекомендации, как делать артикуляционную гимнастику, и тесты скороговорок, и обучающие мультфильмы и сказки, и логоритмические песенки. Петь просто необходимо, если у ребенка наблюдаются логопедические неврозы – заикание.
Дата выхода материала
21.02.2019
Название СМИ
БУНР Редакция газеты "Югорское обозрение"
Псевдоним (если есть)
Конарева Татьяна
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
1000
Копия полосы печатного сми в формате pdf
59.pdf, 2.81 Мб
Текст работы в формате Word
Чтобы понимать друг друга.doc, 0.04 Мб
Информация
Югорские компании приглашают на международный конкурс в сфере коммуникаций
23 Октября 2020 0
Открыт приём заявок на участие.
23 Октября 2020 0
Открыт прием заявок на конкурс профессионального мастерства «Журналист года»
7 Октября 2020 0
Срок проведения Конкурса – с 7 октября по 30 декабря 2020 года, прием документов для участия в Конкурсе – с 7 октября по 15 ноября 2020 года. На Конкурс принимаются работы, размещенные в СМИ в период с 15 ноября 2019 года по 15 ноября 2020 года.
7 Октября 2020 0
За звание «Золотое перо»
13 Ноября 2019 0
Продолжается прием заявок на конкурс «Журналист года Югры».
13 Ноября 2019 0
Форум «Югра молодежная» приглашает к участию журналистов и блогеров
28 Октября 2019 0
IV региональный форум для молодых журналистов «Югра молодежная» состоится 7 – 8 ноября в Ханты-Мансийске.
28 Октября 2019 0
Журналистов Югры приглашают на конкурсы
17 Сентября 2019 0
Принять участие в окружных конкурсах профессионального мастерства приглашает журналистов окружных, муниципальных, корпоративных средств массовой информации, а также обучающихся, студентов образовательных организаций автономного округа департамент общественных и внешних связей Югры.
17 Сентября 2019 0
Стартует «Стоп, коррупция!»
11 Сентября 2019 0
Департамент общественных и внешних связей Югры объявляет о проведении в 2019 году конкурса журналистских работ.
11 Сентября 2019 0
«СМИротворец» ждёт участников
9 Сентября 2019 0
X всероссийский конкурс «СМИротворец» на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений ждёт участников. Приём заявок - до 1 октября 2019 года.
9 Сентября 2019 0
Журналистов приглашают на конкурс «В фокусе – детство»
3 Сентября 2019 0
О приеме журналистских работ для участия во Всероссийском конкурсе «В фокусе – детство» объявил Региональный организационный комитет по проведению конкурсного отбора.
3 Сентября 2019 0
Журналистский конкурс «Бизнес Югры» ждёт участников
2 Сентября 2019 0
Стартовал приём заявок на окружной конкурс для журналистов «Бизнес Югры».
2 Сентября 2019 0
Молодые журналисты Югры узнали о новой медиакультуре
29 Августа 2019 0
Три дня, 20 спикеров, 200 участников со всего Урала и множество полезной информации - журналисты Югры приняли участие в молодежном форуме о новой медиакультуре «Мёд». Он состоялся с 26 по 28 августа 2019 года в Челябинске.
29 Августа 2019 0