Чтобы понимать друг друга
Я – родитель (для печатных СМИ)
Автор: Кабирова Татьяна Анатольевна
2019 год в Югре объявлен Годом семьи. А кто не знает, что семья – это труд, причем не только на повышение благосостояния и удовлетворение ежедневных потребностей всех ее членов. Это еще и колоссальная ежеминутная работа по налаживанию, укреплению взаимоотношений, ежеминутная и ежесекундная поддержка в следующем шаге – даже если это заучивание стихотворения или освоение нового слова, звука!
Качество артикуляции – важнее одежды, по которой встречают: если «каша во рту», насмешек не избежать, не спасет даже статус политика – вспомните, сколько было речевых пародий на Генсека СССР Леонида Брежнева. В детских коллективах это одна из причин конфликтов, от качества речи зависят интеллектуальное развитие и успешная учеба в школе. Вот поэтому речь ребенка с малого возраста становится объектом внимания логопедов в детских садах, и, как ни странно, в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи даже устраивают конкурсы чтецов. О том, зачем это нужно, какие проблемы выявляются у малышей в наши дни, и что делать, рассказывает логопед пойковского детского сада «Солнышко» Олеся Солойденко.
– Олеся Анатольевна, зачем устраивать конкурс, если дети звуки не выговаривают?
– Таких обычно не берут ни для каких концертов или спектаклей, они в этом плане обделены вниманием и славой. Конкурс помогает им почувствовать себя наравне со всеми, услышать, что кто-то читает лучше, и стремиться к тому же.
– В чем причина сильных речевых нарушений, когда даже несмотря на активное речевое окружение в детском саду, ребенок говорит хуже сверстников?
– Причин много, но в большей степени все-таки дородовые, родовые травмы, экология. Здоровье и развитие ребенка зависит от того, как мама выносила беременность, лечилась от чего-то или нет в этот период. Если отслеживать речевые нарушения детей, которые взяты на учет в логопункте, то выяснится, что у их мам во время беременности были какие-то проблемы. А может, ребенок тяжело переболел в раннем возрасте, а может, мама курила….
– Это тоже влияет?
– Курение, алкоголь влияют на здоровье, развитие ребенка. Нарушения речи могут быть связаны с заболеваниями органов слуха, дыхательной системы – здесь может быть нужна медицинская помощь.
Еще один фактор – это двуязычие. Правильное произношение и речь труднее даются детям, которые дома говорят не по-русски, у них часты замены звуков, искажения. Хотя замена «ши» – «жи» может быть из-за особенностей формирования языка, то есть артикуляционный аппарат работает неправильно. Но я считаю нарушениями речи даже те случаи, когда есть проблемы с произношением только звуков позднего онтогенеза – «р», «л». К подготовительной группе они должны артикулироваться, если они не устанавливаются, это явное нарушение.
– Много ли детей с такими речевыми нарушениями?
– Очень! Например, на логопедическом пункте мы плотно работаем с подготовительной группой, чтобы выправить к школе имеющиеся недостатки, так вот из группы в 33 человека 27 нуждаются в логопедической помощи! И это только в одной группе. А на логопункт мы можем зачислить 20, максимум 25 человек.
– Кто приводит детей к логопеду: родители или воспитатели?
– В начале года идет обследование по всем группам, но могут обратиться и родители. В основном отбираем по наблюдениям. В подготовительных группах логопедическая работа обязательна, но если проблемы очень тяжелые, на логопункт ребенка зачисляют со старшей группы, чтобы года за два-три – к школе успеть выправить нарушения.
– Как должны вести себя родители, у которых ребенок не выговаривает или неправильно артикулирует большую часть звуков?
– Они должны бить тревогу! Но бывает, что их приглашаешь, говоришь, что у ребенка нарушения речи, нужно заниматься дома, мы даем рекомендации, упражнения. Но часто слышим в ответ: «А, да разговорится с возрастом!». К сожалению, немногие серьезно относятся к речевому развитию, стараются записать ребенка на различные кружки – не замечать косноязычия проще.
– А что конкретно вредит детям в родной семье?
– Сюсюканье, родительское потакание, отсутствие диалога с детьми... На родительских собраниях второй младшей группы предупреждаю родителей, чтоб не сюсюкали с детьми. Это важно, потому что дети в первую очередь копируют речь мамы и папы.
– А как быть двуязычным? Когда и родителям сложно говорить на русском?
– Это тяжело. Между собой родители могут общаться как хотят, но дома с детьми надо стараться говорить на русском языке, ведь им учиться в русской школе.
– Действительно ли не решенные в дошкольном возрасте речевые, артикуляционные проблемы влияют на успеваемость, положение ребенка в школе?
– Влияют. И даже в начальных классах это серьезная проблема, потому что качество устной речи отражается на письме, где ребенок будет заменять один звук на другой. Одно дело, когда это связано с артикуляционным аппаратом: не скажет, но напишет правильно. Но если у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие – он не слышит звук правильно и пишет так, как воспринимает его: «суба» вместо «шуба». Он даже научится артикулировать звук, но, если мы ему слух не разовьем, он так и будет писать неправильно. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на такие ситуации.
– Наверняка Вам приходится встречаться с детьми старших классов, у которых речь не безупречна – не хочется сказать: «Приходи ко мне на занятия»?
– И обращались за помощью, и занимались. Одна девочка попросила помощи, потому что только в девятом классе заметила, что у нее горловой «р» – а ей хочется петь в хоре. Мы занимались, правда, во взрослом возрасте избавиться от горлового произношения практически невозможно, так что родителям следует тщательнее следить за речью ребенка: недочеты произношения у взрослого человека сказываются на восприятии его другими людьми. Как можно всерьез воспринимать грассирующего, картавящего диктора, телевизионного ведущего? Если в детском возрасте это еще очаровательная особенность, во взрослом – недостаток.
– Культура речи воспитателя, преподавателя в школе тоже имеют значение?
– Безусловно. Поэтому с педагогическим коллективом логопеды тоже проводят практические занятия, мастер-классы по культуре речи. В моей практике была ситуация, когда дети в группе, причем все, пылесос называли смешным, невозможным словом. Оказалось, у них когда-то был воспитатель, который так и называл пылесос, и дети это запомнили и приняли в свой лексикон. Может, для ребят средних, старших классов при условии их достаточного речевого развития, ошибки учителя и не будут критичны, но в детском саду любые непростительны.
– Что бы вы порекомендовали для самой широкой аудитории?
– Много разговаривать с детьми, независимо от их возраста, читать с ними и петь песенки. Материал для домашних занятий можно найти в Интернете: это и рекомендации, как делать артикуляционную гимнастику, и тесты скороговорок, и обучающие мультфильмы и сказки, и логоритмические песенки. Петь просто необходимо, если у ребенка наблюдаются логопедические неврозы – заикание.
Дата выхода материала
21.02.2019
Название СМИ
БУНР Редакция газеты "Югорское обозрение"
Псевдоним (если есть)
Конарева Татьяна
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
1000
Копия полосы печатного сми в формате pdf
59.pdf, 2.81 Мб
Текст работы в формате Word
Чтобы понимать друг друга.doc, 0.04 Мб
Кабирова Татьяна Анатольевна
Номинация
Посмотреть номинации
Всероссийский конкурс журналистских работ «В фокусе – детство 2019»
Конкурс "Журналист года 2019"
Конкурс "Мир нашему дому 2019"
Конкурс "Мыслящие люди 2019"
Конкурс "Стоп, коррупция! 2019"
Конкурс"Югра молодежная 2019"
Информация
Журналистов Югры приглашают на конкурсы
17 Сентября 2019 0
Принять участие в окружных конкурсах профессионального мастерства приглашает журналистов окружных, муниципальных, корпоративных средств массовой информации, а также обучающихся, студентов образовательных организаций автономного округа департамент общественных и внешних связей Югры.
17 Сентября 2019 0
Стартует «Стоп, коррупция!»
11 Сентября 2019 0
Департамент общественных и внешних связей Югры объявляет о проведении в 2019 году конкурса журналистских работ.
11 Сентября 2019 0
«СМИротворец» ждёт участников
9 Сентября 2019 0
X всероссийский конкурс «СМИротворец» на лучшее освещение в СМИ вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений ждёт участников. Приём заявок - до 1 октября 2019 года.
9 Сентября 2019 0
Журналистов приглашают на конкурс «В фокусе – детство»
3 Сентября 2019 0
О приеме журналистских работ для участия во Всероссийском конкурсе «В фокусе – детство» объявил Региональный организационный комитет по проведению конкурсного отбора.
3 Сентября 2019 0
Журналистский конкурс «Бизнес Югры» ждёт участников
2 Сентября 2019 0
Стартовал приём заявок на окружной конкурс для журналистов «Бизнес Югры».
2 Сентября 2019 0
Молодые журналисты Югры узнали о новой медиакультуре
29 Августа 2019 0
Три дня, 20 спикеров, 200 участников со всего Урала и множество полезной информации - журналисты Югры приняли участие в молодежном форуме о новой медиакультуре «Мёд». Он состоялся с 26 по 28 августа 2019 года в Челябинске.
29 Августа 2019 0
«МедиаТЭК»: региональный этап завершен
22 Августа 2019 0
В Югре подведены итоги регионального этапа пятого всероссийского конкурса средств массовой информации, пресс-служб компаний ТЭК и региональных администраций «МедиаТЭК».
22 Августа 2019 0
Объявлен всероссийский конкурс по сельской тематике для журналистов
21 Августа 2019 0
Журналистов Югры приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе информационно-просветительских проектов по сельской тематике «Моя земля Россия – 2019».
21 Августа 2019 0
В сентябре стартует конкурс для журналистов «Бизнес Югры»
14 Августа 2019 0
Журналистов Югры приглашают принять участие в окружном конкурсе журналистского мастерства «Бизнес Югры». Авторов лучших работ наградят денежными премиями.
14 Августа 2019 0
Югра молодежная: 1 августа стартует прием заявок
16 Июля 2019 0
Вы уже нашли сюжеты для ежегодного окружного конкурса на лучший журналистский материал социальной направленности «Югра молодежная»?
16 Июля 2019 0