Портье, водитель, спичрайтер, композитор, адвокат, медсестра, голосовой помощник Яндекса Алиса и даже собака! Не просто механизмы-автоматы – искусственный интеллект все больше вытесняет людей из профессий, гарантируя необходимые уважительность, пунктуальность, беспристрастность.
Роботы могут заменить домашних питомцев, партнера по шахматам, товарища, когда не с кем поболтать…За роботами будущее, а также за теми, кто создает и программирует их.
В Пойковском встретились робототехники, юные физики и математики, биологи, программисты – в школе №1 состоялся IV технический образовательный форум «Политехническое образование для всех» и II региональный робототехнический фестиваль «Робофест-2019».
Участников приветствовал заместитель директора департамента образования и молодежной политики Югры Александр Гомзяк. Он отметил, что только наука может быть двигателем прогресса, и у каждого есть шанс сказать в ней свое слово. А также обрадовал робототехников: победители, помимо путевки на Всероссийский фестиваль «Profest-2019», смогут побороться за возможность участвовать в летней тематической смене «Нанограда», которую организует «Росатом».
– Муниципалитет, являющийся территорией развития, нуждается не только в рабочих руках, но и высококвалифицированных инженерно-технических кадрах нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, IT-технологий, – подчеркнула глава Нефтеюганского района Галина Лапковская. – Именно политехническое образование, которое успешно внедряется в наших школах, вооружает учащихся необходимыми навыками и умениями, готовит к сознательному выбору профессии, дает базовые технические знания.
«Сегодня одним из важнейших направлений российского образования является повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих, инженеров до изобретателей. Форум – это уникальная площадка для обмена опытом работы в данном направлении, трансляции достижений обучающихся и педагогов в области научно-технического творчества», – отметил депутат Думы Югры, член фракции партии «Единая Россия» Владимир Семенов.
Старт форума и фестиваля был поистине впечатляющим: на школьной сцене появился трансформер со световым шоу.
– Роботы – наша реальность, и с каждым днем автоматизации, искусственного интеллекта становится больше. Сложно сказать, каким будет отдаленное будущее, но однозначно – хотелось бы избежать сценария фильма «Матрица», – отмечают организаторы.
Соревнования «Робофеста» проходили по таким направлениям: «FestRussiaOpen (FRO) 6+» (от 6 до 8 лет), «Hello, Robot! Lego» – «Башня» (2-4 класс), «Путешественник» (5-6 класс), «Hello, Robot! Open» – «Шагающий шорт-трек» (3-5 класс), «Перевозчик» (6-8 класс), «Робокарусель» (7-9 класс).
В фестивале приняли участие 93 робототехника от 6 до 16 лет в составе 34 команд из Сургута, Нефтеюганска, Когалыма, Лянтора, Югорска, Нефтеюганского и Сургутского районов.
В этот день школа превратилась в макролабораторию, занявшую два этажа: в просторных коридорах в рамках политехнического форума работали передвижные научные лаборатории химических, физических экспериментов и биоинженерии, выставки робототехнического творчества. Шесть тематических площадок охватили широкий спектр детских исследовательских проектов, педагогических разработок и мастер-классов.
До чего дошел прогресс...
Проекты освоения космического спутника Земли, представленные воспитанниками детских садов, вполне могли быть достойны внимания главы «Роскосмоса». В детсадовских вариантах «Миссии на Луну» – строительство городов и научных станций, в которых предусмотрены жилые комплексы, научно-исследовательские центры, лаборатории по производству воды, заводы по переработке полезных ископаемых, хабы, транспортные магистрали, теплицы для выращивания фруктов и фабрики по производству соков для отправки на Землю. Разумеется, большую часть работы выполняют роботы.
– Эта тема задана организаторами всероссийского фестиваля «Робофест», она более чем актуальная, – говорит главный судья конкурса, заведующая детским садом «Теремок» Раиса Сазонова. – В предыдущие годы дети представляли много земных проектов: исследования воды, полезные изобретения, умные дома, теперь пора в космос!
Полигоном для робототехников постарше стал просторный спортивный зал. Здесь кипели настоящие страсти, когда на трассу выходили перевозчики, роботы строили башни или начиналась робокарусель.
– В состязаниях «Робоэкспедитор» команды проявили себя с лучшей стороны. Их было немного, но каждая выполнила задание полностью, ни один робот не сошел с дистанции, все уложились в нормативное время, – отмечает судья соревнований, сотрудник Центра компьютерных технологий Александр Колесников. – В «Шагающем шорт-треке» были проблемы, но ребятам было интересно. Состязания проходят не зря, полученный опыт обязательно пригодится. Это заставляет работать конструкторскую мысль: все зависит от модели робота, а машины все уникальны, нет ни одной похожей. Чье решение лучше, у того и выше место на пьедестале. Кроме того, робототехника – это отрасль, которая находится на стыке нескольких важнейших дисциплин: математики, физики, информатики. И если ребенка интересуют роботы, то он станет более успешным по этим школьным предметам.
– Область приложения интересов робототехников практически ничем не ограничена, – считает судья. – Даже в пределах родной школы можно найти десятки вариантов, куда пристроить роботов. Было бы здорово, если бы учащиеся, например, придумали робота, стирающего с доски, обслуживающего гардероб, работника школьной столовой, повара.
Участники из Сургутского района говорят, что роботы должны освободить учителей от бумажной волокиты: чтобы они больше внимания уделяли ученикам.
По итогам напряженных соревнований победители и призеры были отмечены дипломами департамента образования и молодежной политики, все участники, тренеры и волонтеры получили сертификаты фестиваля. Обладателями квот на участие во Всероссийском робототехническом фестивале «Profest-2019», который пройдет в марте в Москве, стали: по направлению «FestRussiaOpen (FRO) 6+» – команда МБОУ «Солнечная СОШ №1» в номинации «Стремление к знаниям», детский сад «Капелька» (Пойковский) – «Покорение высот в программировании». «Лучшие новаторские идеи» – у воспитанников детского сада «Теремок» (Пойковский), «Самая полезная разработка» – у ребят из «Центра компьютерных технологий», «Лучшее исследование» – у команды детского сада «Родничок» (Пойковский). За «Самый креативный подход» – отмечены малыши «Центра детского творчества» (Сургутский район), за «Самое сложное проектное решение» – юные конструкторы из детского сада «Солнышко» (Пойковский), за «Лучшие новаторские идеи» – гости из детского сада «Улыбка» (Салым), по направлению «Hello, Robot!Lego» – команда пойковской школы №2 и команда школы моделизма и робототехники «StartJunior» из Когалыма, по направлению «Hello, Robot! Open» – команда Сургутского естественно-научного лицея, по направлению «Робокарусель» – сборная команда Нефтеюганского района и сборная команда Лянтора.
В результате эксперимента…
Город будущего, нано-звук, бессмертная плесень, волосатый мед и еще многое другое стало объектом исследования участников технического форума. Одновременно с ребятами опытом и эффективными практиками делились педагоги района и их коллеги, гости из Нефтеюганска.
На биологической станции любителей меда ждала ошеломительная новость: мед, если настоящий, – волосатый! Правда о меде стала достоянием благодаря ученику 11 класса Даниилу Сычкову, задумавшему рассмотреть мед под микроскопом. Посетители площадки тоже могли взглянуть в микроскоп и убедиться в этом.
– Выяснилось, что кристаллы сахара имеют продолговатую форму вроде игл, волосков. Мед, полученный искусственным путем или разбавленный сахарным сиропом, – прозрачный с единичными кристаллами-глыбами сахара. Для исследования я приносил три разных меда из дома, к счастью, все оказались настоящими – родители, любители меда, покупают его только на пасеках на Большой земле, – рассказывает Даниил.
– Это и для нас было открытием, – восклицает преподаватель биологии Людмила Великая. – Мы сравнивали много образцов меда, самый лучший – у Даниила, а один из принесенных мной оказался ненастоящим, возможно, пчел много кормили сахарным сиропом. Когда мы увидели различия, бросились за информацией в Интернет.
У моделей земного шара встречались любители географии. Егор Белуков считает, о Земле можно говорить бесконечно:
– Это регионы с непохожим климатом, самые высокие и низкие точки земного шара, разнообразие рельефов земной поверхности. Мы не исследовали мировой океан, да и на суше еще много чего не знаем. Так что проекты насчет поворота рек стоило бы вообще не поднимать. Наша непродуманная деятельность оборачивается землетрясениями, цунами и прочими катастрофами, так что лучше не спорить с природой!
Презентация физических опытов буквально приковывала внимание гостей школы: установки Тесла, для моделирования опыта Штерна, динамомашины и прочие физические диковины – ими повелевают старшеклассники! С физикой дружат все ученики 10-11 А «Роснефтьклассов». Егор Солодкий признается, что с этой наукой у него полное взаимопонимание, настолько, что даже царицу наук – математику – молодой человек считает вспомогательным предметом для физика. С выбором профессии Егор определился: инженер в области электроэнергетики. Кстати, недавно физику выпала ведущая роль электрика в проекте учеников начальной школы «Город будущего».
– К старшеклассникам за помощью обратились ребята начальной школы. Им нужно было освещение для проекта «Город будущего», – говорит преподаватель физики Светлана Курдюмова. – Конечно, мы охотно согласились: собрать цепь не сложно. Но в процессе стали рождаться новые идеи: например, объяснить и показать четвероклассникам, как от числа домов, мощности электрической подстанции зависит качество освещения, как сила освещения влияет на выделяемую теплоту. Словом, из второстепенных участников мы превратились в настоящих партнеров по проекту.
И правда, будущие энергетики демонстрировали разные варианты освещения города, а строители восхищались, как красиво смотрятся освещенные окна элегантных домов, без сомнения, весь коллектив проектировщиков, строителей был покорен глубиной естественно-научной дисциплины.
Безусловно, стоило побывать в кабинете у Татьяны Голиковой – учителя начальных классов. Ее ученик четвертого класса Владимир Давыдов второй год исследует самую древнюю форму жизни на земле: плесень.
Юный исследователь изучает виды, условия появления плесени, варианты борьбы с ней, пытается найти простые способы определения полезной и вредной.
– Плесень может быть незаменима при производстве медицинских препаратов, но жить с ней в соседстве категорически нельзя, она может быть смертельно опасна, поэтому проект и называется «Плесень бессмертна и всемогуща», – подытоживает исследователь.
IV технический форум «Политехническое образование для всех» завершился чествованием учащихся, педагогов, наставников, модераторов тематических площадок – каждый получил сертификат участника. В следующем году у форума первый юбилей, – без сомнения, будет что посмотреть. Приходите!
Название СМИ
БУНР Редакция газеты "Югорское обозрение"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Копия полосы печатного сми