Каждое слово – победа
Дорогой безграничных возможностей (для печатных СМИ)
Автор: Ступак Ольга Михайловна
Детский сад – это место, где о ребенке заботятся, где его воспитывают и обучают. Большинство детей прекрасно чувствуют себя в обычных общеразвивающих группах, но некоторым малышам необходим индивидуальный подход. Чтобы помочь преодолеть им те или иные трудности, существуют компенсирующие группы.

Актуальная проблема

В два года мой сын практически не говорил, произносил лишь отдельные слоги. В три – положительной динамики не наблюдалось. Врачи разводили руками: одни говорили, что нужно усиленно заниматься развитием речи, другие принимали пассивную точку зрения, мол «сам заговорит к семи годам». Но меня такое положение дел не устраивало. Я решила, что сделаю всё, чтобы мой ребенок заговорил не хуже сверстников, а, может, даже и лучше.

На одном из родительских собраний в детском саду традиционно выступали психолог и логопед, которые попросили меня задержаться. Разговор был нелегкий: педагоги в очередной раз подчеркнули, что постановкой речи моего ребенка нужно заниматься и как можно скорее. Специалисты предложили отдать сына в компенсирующую группу, объяснив, что обучение там наилучшим образом будет способствовать развитию коммуникативных навыков малыша и поможет ему преодолеть речевые барьеры.

– В последнее время в детский сад приходит очень много детей с речевыми нарушениями – это актуальная проблема, – рассказала учитель-логопед детского сада № 6 «Дюймовочка» Ольга Шембулатова. – Причем с каждым годом эти речевые нарушения становятся всё сложнее. Поэтому в саду решили создать благоприятные условия для таких деток, которым занятий в обычной группе общеразвивающей направленности недостаточно.

Где немноголюдно

Услышав словосочетание «компенсирующая группа», я, как и большинство родителей, испугалась. Наверное, силен стереотип о том, что такие группы предназначены для детей с умственными отклонениями. Но, как оказалось, это лишь заблуждение. Компенсирующее обучение направлено на то, чтобы создать вокруг ребенка реабилитирующее пространство, и в первую очередь это индивидуальный подход. Поэтому любая компенсирующая группа состоит не более чем из десяти детей. Специалисты отмечают, что огромный плюс – возможность воспитателя уделять внимание каждому ребенку. В большой группе это сделать сложно, педагогам приходится постоянно минимизировать различные конфликты. Поэтому некоторые дети замыкаются в себе, что негативно отражается на их речи.

– Пространство сказывается на поведении ребенка, – считает Ольга Шембулатова. – В компенсирующей группе он не вынужден постоянно находиться в кругу других детей, а может найти свою зону комфорта, где будет спокойно развиваться.

Хотим в особенную группу

Чтобы попасть в такую группу, недостаточно одного желания родителей, нужно пройти территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, по результатам которой выдается заключение с рекомендациями.

– Такая процедура очень пугает родителей, потому что многие думают, что результаты исследования будут где-то обнародованы, – поделилась Ольга Шембулатова. – Родителям не стоит бояться, если ребенку дают направление в группу компенсирующей направленности. Не нужно поддаваться чужим мнениям и предрассудкам. Ребенок будет обучаться в обычной группе, которая отличается лишь тем, что детям уделяют больше внимания, учитывая их индивидуальные особенности.

Как мама, которая уже прошла эту процедуру, могу заручиться под этими словами. В комиссии собираются узкие специалисты, в игровой форме они просят ребенка выполнить элементарные действия, например, построить пирамидку в правильной последовательности. И после десятиминутного исследования, проанализировав реакцию малыша на задания, медики делают заключение. Причем присутствие родителя во время процедуры – не возбраняется.

С заключением родители приходят в детский сад, в котором планируют проходить дальнейшее обучение. Если в нем уже создана группа компенсирующей направленности, то ребенок с заключением комиссии имеет приоритетное право на зачисление в нее с начала учебного года.

Как построены занятия

Группу компенсирующей направленности логичнее начинать посещать с 4-5 лет.
– Это возраст наиболее благоприятный, сензитивный для развития речи и других познавательных процессов, – считает воспитатель Алевтина Андриянова. – До 3-4 лет мы даем возможность ребенку заговорить самому, чтобы появились все звуки, и только после этого подключаем узконаправленных специалистов.

В соответствии с особенностями речевого развития дошкольника разрабатывается индивидуальная программа, которая содержит различные рекомендации.

– Каждый отдельный блок находится под контролем: коррекционно-развивающий комплекс наблюдается психологом, коммуникативный – логопедом и блок воспитателя с учетом рекомендаций для индивидуальной работы, – комментирует Алевтина Андриянова.

В воспитании и обучении детей присутствует тесная взаимосвязь между логопедом, психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

– Работа психолога в такой группе заключается в том, что он формирует положительные социальные взаимоотношения между детьми, – отмечает психолог детского сада Алёна Протиняк. – У наших деток установлены барьеры в языковом общении, поэтому с помощью эмоционально-разгрузочных упражнений и социально-личностных тренингов мы устанавливаем доверительные и дружеские отношения между воспитателями, родителями и детьми.

Занятия строятся по особенному принципу: еженедельно дети проходят лексические темы, но вся необходимая информация доносится до них через игру. Также существуют и индивидуальные упражнения, которые разрабатываются для каждого ребенка.

– Ежедневно мы делаем упор на внимание, память, логику, – рассказала Ольга Шембулатова. – Работа ведется над произносительными навыками, делаем артикуляционную гимнастику, готовим речевой аппарат к постановке звуков, развиваем пассивный и активный словарь, разбираем грамматический строй, согласование окончаний.

Есть чем удивить

Ежедневно в своей работе воспитатель, логопед и психолог используют не только специализированное оборудование, но и подручный материал. А игрушки, которыми играют дети в этой группе, ничем не отличаются от обычных.

– Мы, наверное, действительно фанаты своей работы, поэтому зачастую используем нестандартные предметы для наших игр, – улыбается Ольга Александровна. – У нас есть обычные бельевые прищепки, массажные щетки, деревянные палочки, различные цветные камушки и даже фасоль. В этом деле важно иметь хорошую фантазию.

Большинство игрушек развивают мелкую моторику. Но есть и такие, которые стимулируют правильную дыхательную гимнастику. В группе проводится арт-терапия и занятия с песком.

– У нас есть сенсорные игры, которые также благоприятно влияют на речевую деятельность ребенка, – рассказала Алёна Протиняк. – Например, в аквариуме в виде колбы плавают пластмассовые рыбки, которые поднимаются вверх благодаря пузырькам воздуха. У детей возникают очень яркие эмоции и наблюдается порыв проговорить отдельные фразы.

Современных детей очень сложно удивить, но работники дошкольного учреждения стараются найти новые подходы. И на помощь им приходит специализированное оборудование.

– В нашей группе установлена интерактивная панель «Колибри». У нее большой функционал: здесь есть и артикуляционная гимнастика, и дыхательные упражнения, программа для детей с ОВЗ, для слабовидящих, – рассказала Алевтина Андриянова. – То есть это такой мини развивающий центр.

В выходные – не расслабляться!

Специалисты образовательного учреждения считают, что работы одной компенсирующей группы недостаточно.

– Здесь очень важно тесное взаимодействие родителей и специалистов сада. Только тогда можно говорить о комплексном образовании ребенка, – считает Алевтина Андриянова. – Ни одно дошкольное учреждение не добьется положительных результатов без заинтересованных родителей.
Именно поэтому каждую пятницу детям дают задания на выходные.

– Мы вкладываем в папки взаимодействия инструкции по работе с детьми, творческие задания, рекомендации по проработке тех или иных звуков, слогов или слов, – рассказала Алевтина Владимировна. – Таким образом, процесс обучения ребенка должен быть непрерывным.

Если у малыша наблюдается положительная динамика, его речевой аппарат начинает работать в полном объеме, то ребенка выводят из группы компенсирующей направленности, и он вновь попадает в обычную.

В «Дюймовочке» компенсирующая группа открылась в сентябре, и мой сын вошел в число обучающихся. Уже сегодня я вижу большие сдвиги в его речевом развитии. Для меня каждое его слово – маленькая победа. Думаю, вместе мы придем к нашей цели – полноценной, разносторонней, наполненной смыслом и логикой речи.
Аннотация к файлам
Дата выхода материала
18.10.2019
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
1100
Копия полосы печатного сми в формате pdf
Каждое слово - победа.pdf, 2.78 Мб
Текст работы в формате Word
Каждое слово.docx, 0.02 Мб
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0