Байк и его хозяйка сегодня, завтра - свадьба. Смотреть на мир через объектив для Сергея Коршилова - привычное дело. Впрочем, это хоть и приятное, но всё же хобби. 90% времени он проводит с другим устройством - музыкальным. Это редкость, чтобы туба Сергея не пригодилась в программе Концертного оркестра Югры. В коллективе музыкант уже 6 лет. Приехал на гастроли и остался.
Коршилов.jpg Сергей Коршилов, музыкант Концертного оркестра Югры: «Это дружелюбная атмосфера, возраст участников. А все были ровесниками, видимо, меня это привлекло».
Сегодня большинство в оркестре - приезжие, у всех разные школы, образование и возраст. И тем не менее, вот уже 10 лет симфония в Югре пробивает путь к сердцам людей.
Почти полсотни артистов, играющих на ударных, струнно-смычковых, клавишных и духовых инструментах. Это как единый организм. Точно также, как и у человека есть органы, так и в оркестре - группы инструментов, разные по функциям. Каждая играет свою роль. К примеру, ударные - сердечный ритм оркестра.
Сердце оркестра бьётся, благодаря целому семейству инструментов. Это не только привычные барабаны. Подчёркивают ритм перкуссия, литавры, тарелки, колокольчики и ксилофон. Звук последнего может быть как пронзительным и зловещим, так и светлым, даже ласковым.
Анастасия Коньшина - единственная девушка среди мужчин-барабанщиков. А ко всему ещё и концертмейстер. То есть, главная в группе ударно-клавишных.
Коньшина.jpg Анастасия Коньшина, музыкант Концертного оркестра Югры: «Я распределяю, кто на каких инструментах играет партии, делаю выписки. Этим я занимаюсь, но мне всегда помогают коллеги».
Если ударные - сердце, то лёгкие оркестра - это медные духовые. Валторны, тромбоны, трубы и тубы. Кстати, у тубы - самый низкий регистр. Это как «подушка» для оркестра. Делает звучание мощнее и полнее.
Совсем другое дело, скажем, кларнет с пронзительным, «ажурным» звучанием. Это как скрипка в симфоническом оркестре. Деревянные духовые, к которым относится кларнет, словно кровеносные сосуды пронизывают музыкальный организм.
Вайгандт.jpg Андрей Вайгандт, музыкант Концертного оркестра Югры: «В оркестре важно слышать любой инструмент. Находясь с краю, я должен слышать самого крайнего трубача справа от меня, например».
Дирижёр - головной мозг оркестра. Задача Сергея Свиридова - не только донести до музыкантов как играть ту или иную партитуру. А сделать так, чтобы всё это многообразие зазвучало как единое целое. Можно сказать, что его профессия отчасти диктаторская. Давать слабину нельзя. А потому Сергей тратит себя целиком. И требует самоотдачи от других.
Свиридов.jpg Сергей Свиридов, художественный руководитель и главный дирижёр Концертного оркестра Югры: «Даже когда я остаюсь наедине с собой, мне нужно продумывать те или иные элементы, которые нужно сделать завтра, через неделю или месяц. Я ложусь с этой музыкой, я просыпаюсь. Кто-то скажет, что я больной. Но если этого не будет, не будет того, что есть».
В Ханты-Мансийск Сергея Свиридова пригласили 5 лет назад. Он стал руководителем и главным дирижёром оркестра, о котором тогда мало кто знал.
Он возник ещё в 2009 году как студенческий коллектив. Репертуар был ориентирован на обучение и огранку молодых талантов. А ещё популяризацию «немодного» искусства игры на духовых. А его создателем и первым дирижёром стал Виктор Худолей, директор филиала Гнесинки в Ханты-Мансийске.
Худолей.jpg Виктор Худолей, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, дирижёр г. Москва: «Без сильной хорошей организации коллектива не существует художественного качества. Но не только организация, но и совмещение профессионализма, желания, таланта».
Спустя время, у дирижёрского пульта тогда ещё Духового оркестра Югры сменились многие. И только с появлением маэстро Сергея Свиридова пришло постоянство. А вместе с ним - численный и творческий рост. Те, кто в оркестре давно, говорят: между коллективом, который был и тем, который сегодня - целая пропасть.
Лобов.jpg Михаил Лобов, управляющий творческим коллективом Концертного оркестра Югры: «Мы играли по сути весь мировой репертуар классики: концерты Чайковского, симфонии Рахманинова, Прокофьева, концерты Листа, симфонии. Это совершенно другой уровень».
А ещё маэстро любит разноплановость. Программы отличаются по звучанию: от привычной классики до рока. Таким диапазоном может похвастать не каждый коллектив. К тому же, в месяц может выходить сразу несколько программ. В каждой зрителя ждёт сюрприз. Песочная анимация, танцы и даже перестановки среди оркестрантов. Так было, когда исполняли хиты Майкла Джексона. У дирижёрского пульта встал Андрей Вайгандт.
«Сидя в оркестре, ты не всегда замечаешь, видишь не всю палитру. А когда стоишь там, ты видишь это всё. Ни одна мелочь от тебя не ускользает», - рассказал музыкант Концертного оркестра Югры Андрей Вайгандт.
А для Сергея Свиридова - возможность посмотреть на материал другим, свежим взглядом. Самое главное, от процесса получают удовольствие все. И музыканты, и конечно, зрители. Ради этого творят и будут творить дальше югорчане. Ведь 10 лет для профессионального коллектива – по сути детский возраст. К тому же, в запасе, признаётся маэстро, есть идеи как минимум на три года вперёд.
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Прямая ссылка на опубликованную работу на сайте сетевых сми