О "цифре" в цифрах
Лучший печатный материал
Автор: Дюмин Евгений Анатольевич
В последнее время часто приходится слышать, будто нынешнее молодое поколение деградирует. Подростки становятся инфантильными, пассивными, кроме компьютера и телефона им ничего не нужно, они не ценят мнение старших. Раньше, мол, дети были умнее и самостоятельнее. Я хочу взять на себя смелость не согласиться с этим утверждением или, чтобы уж сохранить объективность, не согласиться в большей части.

Цифровой урок
Недавно мы размещали материал об IT-уроке в школе №1, где доносили мысль о том, что технологии давно уже не ограничиваются компьютером, в котором «ребенок проводит все время», дети сегодня достаточно компетентны в вопросах IT-сферы. И я начинаю еще больше в этом убеждаться. Но обо всем по порядку.
Ежегодно в Ханты-Мансийске для школьников проводятся уроки, так или иначе связанные с технологиями и информатизацией в целом. Проходят они в рамках всероссийской образовательной акции «Урок цифры». Занятия по теме «Большие данные» проводятся в формате единого урока по школам России с 5 по 18 ноября.
- Единый урок мы проводим в Гимназии №1 на протяжении пяти лет. В этом году работаем с большими данными. Дети узнают, что такое большие данные, какие профессии есть в этой сфере. Также мы пригласили специалиста по IT-сфере из Департамента информационных технологий и цифрового развития Югры, он тоже пообщается с детьми. Это, с одной стороны, интернет-гигиена, с другой – профориентация. Сейчас огромное количество специальностей появилось в IT-сфере, дети зачастую о них не знают. Желательно, чтобы ребенок как можно раньше узнал, что есть такие профессии, и какими знаниями и навыками нужно овладеть, чтобы их освоить. Сегодня проводим урок для учеников 5-х классов, - рассказывает Марина Фирсова, заместитель директора гимназии №1 по информатизации образовательного процесса.
Сам урок идет стандартно - 40 минут. В целом он универсален, и школьник любого возраста сможет понять суть. Помимо этого, в Гимназии №1 в течение года пройдут занятия по другим темам, также в рамках единого урока цифры. Они также будут связаны с информационными технологиями в целом.

О технологиях с детьми или дети о технологиях
Дабы доказать свою основную мысль в этом тексте, буду специально выделять ответы ребят в ходе урока. И некоторые из них вполне могут удивить.  
- Мы с вами сегодня говорим об очень интересной теме – о больших данных. В наше время огромное количество информации обрабатывается в интернете, в каких-то программах. Даже наш с вами электронный дневник - это огромное количество данных. Надо разобраться, каким образом и откуда эти большие данные появляются, как они обрабатываются, узнать о профессиях, которые с этими данными связаны. Как вы думаете, что такое большие данные? – спрашивает ребят Марина Леонидовна.
– Это наши банковские карты…
– Это индивидуальная информация о каждом человеке. Информация о документах в электронном виде.
– Как вы думаете, почему большие данные обрабатываются на компьютере?
– Потому что компьютер мощный, и он может обрабатывать очень много информации, которую человек не сможет просто физически обработать.
– Человек не смог бы определить координаты какой-то местности или какие-то очень большие цифры.
– Человеку просто лень.
Стоит отдельно отметить тот факт, что ребята, а я напомню, что это пятиклассники, не просто включаются в тему, они становятся чуть ли не равными в общении с преподавателем. Готовы не просто отвечать на вопрос, а давать развернутый ответ с полным осознанием того, что хотят сказать. Цепляет еще то, что это не шаблонные ответы.  
Тем временем учитель продолжает развивать мысль:
- В наше время огромное количество больших данных, их нужно обрабатывать, хранить. Они постоянно пополняются. Самая маленькая единица измерения - это биты, потом идут байты, килобайты и так далее. А вы знаете, сколько сейчас данных вообще существует? Сегодня они уже могут измеряться в зеттабайтах. На жесткий диск с таким объемом можно записать 10 000 роликов по 100 ГБ каждый.
А с чего начинается работа с большими данными? Например, захотели придумать систему, которая будет распознавать кошек и собак. Что нужно сделать, чтобы система могла их распознать, определить, что это именно кошка?
- Я знаю, что в Китае был проведен эксперимент, взяли видеокамеры и туда установили систему распознавания лиц, благодаря чему, на карнавале смогли поймать более 25 преступников. Затем в Китае, который называют сверхдержавой электроники, началось тестирование распознавания лица для разблокировки телефона, а затем это стало пользоваться спросом, - делится познаниями Дима.
- Я думаю, что в первую очередь технология распознавания лиц и отпечатков была создана, чтобы персонализировать сам телефон для человека, - вмешивается Кирилл.
- Хорошо, спасибо. Ну а как все-таки работает эта технология?
- Каждое лицо, как и другая часть тела для каждого живого существа уникальна. И она, основываясь на приблизительных данных о том, что эта часть тела должна быть пропорциональна другой  части, делает свои выводы… - предполагает Дима.
– Искусственный интеллект делает 300 кадров какого-то объекта, затем анализирует, из чего он состоит. Какого он цвета, формы. Каждую мельчайшую деталь он переводит как единичку и ноль в свою систему, и как раз оттуда в память телефона и передается вся информация, – продолжает Кирилл.
- Все верно. Надо сначала все данные собрать, потом отправить на предобработку, структурировать эти данные, а затем произвести анализ.

За интернетом будущее
Не успел урок начаться, как уже и прозвенел звонок. Сегодня кто-то из ребят узнал что-то новое или же просто в очередной раз убедился в своих знаниях. На самом деле, не думаю, что многие открыли для себя что-то, чего не понимали раньше. Дети сегодня и так интересуются технологиями, потому что они теперь - неотъемлемая часть нашей жизни. И дело даже не только в компьютере и интернете. Вот хотя бы простой пример – сегодня с детьми разговаривали про нейросети и технологию распознавания лиц. И многие из детей спокойно поддерживали тему или хотя бы просто понимали ее, а почему? Да хотя бы потому, что у большинства из них есть телефоны с функцией распознавания лица, собственно от этого ребята и отталкивались в своих ответах. Облачные данные; искусственный интеллект; интернет вещей, робототехника, программирование… Те вещи, которые даже не все взрослые понимают сегодня, для детей становятся проще. Ведь интернет - это не только место, где можно качать компьютерные игры и фильмы. Интернет в первую очередь - это информация. И она может носить и положительный характер.
Дима Ларионов, например, использует интернет для изучения графического дизайна. А ведь это неотъемлемая часть нашей жизни сегодня. Вся реклама, съемка фильмов, создание компьютерных программ и многое другое требуют навыков графического дизайна. Хотя для Димы это больше хобби, в будущем он хочет пойти в медицину и изучить полноценные навыки программирования, чтобы создавать и внедрять новые технологии для спасения человеческих жизней.
- У меня есть идея проверки анализов компьютером. Чтобы люди не использовали свои ресурсы, а компьютер за них проверял, писал справки и так далее. Еще мне интересно создавать для людей планы чего-либо. Планы домов и тому подобное, - делится своими интересами Дима.

С благородной целью
Кирилл Карлюгин же использует интернет более экстравагантно, но не без благородного умысла.
- Я связан с IT-сферой в области взлома сайтов. Я взламываю сайты, которые несут какой-то вред интернету и засоряют его. Все плохие сайты шифруются для того, чтобы оказываться  инкогнито. Там заменяются координаты, IP-адрес и все остальное, - рассказывает Кирилл.
На первый взгляд может показаться, что мальчик просто все выдумал, ведь как 11-летний ребенок может взломать сайт? Это же бред! В том-то и дело, что нет. Кирилл просто заинтересовался темой и консультируется с людьми по данному вопросу, которые ему и помогают.
- То, что мне это нравится, я понял совсем недавно. Где-то два месяца назад. Я взломал уже около трех плохих сайтов и очень этим горжусь. Взломал с помощью одного видеоблоггера, который рассказывает, как это делать. Еще мне помог мой учитель по программированию в школе программирования Ханты-Мансийска.
Кирилл чуть позже немного прояснил ситуацию. Для того чтобы узнать координаты сайта (это не просто ссылка), надо написать какому-нибудь хакеру, чтобы он помог тебе найти их.
- Я только верхушку айсберга знаю, как хакеры находят координаты. В основном они находятся в даркнете [прим. «скрытая сеть»]. Он содержит сайты, которые не просматриваются поисковой системой. У меня скопированы в черновик телефона координаты одной из страниц даркнета, где, предположим, один миллиард сайтов. Координатами называют закрытую ссылку. Есть открытая ссылка, которую можно  скопировать, написать или вбить. А если ссылка закрытая, по ней надо проходить с помощью браузера Tor, вбивать пароль этой ссылки, и только потом можно зайти на этот сайт.
Возможно, даркнет - не самое безопасное место для ребенка, но Кирилл заверил, что ничего лишнего и опасного он не ищет и понимает ответственность. Да и цель у него благородная – разоблачать вредоносные сайты. Думаю, что родители знают, чем он увлекается. В будущем же Кирилл хочет стать хирургом, связав при этом профессию с программированием так, чтобы делать лазерные операции и помогать людям при помощи них.
- Я очень рад, что человек придумал интернет, там много чего можно делать хорошего! – подвел итог разговору юный программист.
Аннотация к файлам
Название СМИ
"Самарово Ханты-Мансийск"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Копия полосы печатного сми в формате pdf
№54_20.pdf, 0.63 Мб
Дюмин Евгений Анатольевич
Номинация
Посмотреть номинации
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0