«Воскресенье. Выходной. Восьмиклассник Петров сегодня проснулся рано: еще и десяти часов не было. А то обычно раньше двух и не разбудишь. Конечно, если до пяти утра в виртуальном мире интернета с навороченным смартфоном «зависать»: сообщения, общения… Пока голова, словно баскетбольный мяч, не вздулась этой самой «виртуалкой» и не выключалась.
И проснулся не от ворчания дедушкина на кухне, который шумно доказывал матери Петрова, что «…в такой солнечный зимний денек, самое-то с горки на лыжах полетать или с ребятами взять коньки и на каток!». И как всегда в таких случаях: «Я в его годы…».
А разбудил сигнал смартфона: кто-то из виртуальных друзей раньше него оказался на их планете, планете «виртуалов» и отправил оттуда сообщение. Мальчик, даже не открыв глаза, нащупал рядом телефон, махнул пальцем по его экрану и тоже погрузился в просторы той планеты…
Не требования материи «встать, умыться и пойти завтракать» вяло, но среагировал. Не выпуская смартфон с рук, и тупо уставившись взглядом на его экран, на «автопилоте» сумел добраться до ванной комнаты, выдавил из отцовского тюбика гель для бритья на зубную щетку; не замечая обильной пены во рту, почистил зубы, помыл лицо одной рукой (другая занята телефоном). Не возвращаясь из своего мира, прошел на кухню, прислонил смартфон к сахарнице, обильно посолил из солонки кофе. Нащупал бутерброд, позавтракал.
В состоянии виртуального транса с трудом уловил сигналы прозвучавшие голосом матери: «Сходи в магазин, купи хлеба и…». Там в списке покупок еще что-то было, но для них в голове, забитой до отказа свежей информацией из сети, памяти совсем не осталось. Не убирая взгляда с экрана телефона, умудрился одеться, выйти на улицу, и при этом не ошибся в выборе направления в сторону универмага.
Навстречу ему шли девочки, мальчики, взрослые. Не замечая других, не здороваясь (как было принято когда-то), словно озадаченные чем-то, не улыбаясь».
Подобных историй можно видеть и слышать во многих семьях. Стремительный рост технического прогресса привносит в нашу повседневную жизнь все больше средств, без которых трудно представить современные будни. Невозможно отрицать, что такие средства как мобильная связь, интернет стали важными помощниками и открыли много возможностей, недоступных ранее. И уже в настоящее время мобильный телефон не просто чудо техники, а реальность повседневной жизни, как взрослых, так и нас детей. Но у этой медали есть и другая сторона. Вполне закономерно возникновение вопросов о его воздействии на психологическое здоровье детей. Наряду с положительными сторонами прогресса, ученые и психологи уже давно говорят об их пагубном влиянии на психику детей и подростков.
Известно, что в настоящее время практически у каждого ребенка есть доступ к мобильному телефону - это мы можем наблюдать у сверстников в школе. Безусловно, это очень удобно для родителей, которые всегда могут быть «на связи» со своим ребенком: проконтролировать действия, посмотреть передвижение, помочь советом, поделиться нужной информацией.
В последнее время все чаще можно услышать выражение «зависимость от мобильных телефонов». А в ситуации, когда телефон потеряли или забыли дома, ребенка не покидает чувство дискомфорта. Главной потребностью, особенно в старших классах, является общение со сверстниками. В этих обстоятельствах телефон, становится не просто средством коммуникации, а центром личной жизни ребенка, где решаются важные, по его мнению проблемы, обсуждаются глобальные вопросы, идут важные переписки. Поэтому многие дети придают телефону (как средству связи) огромное значение. Забыть телефон дома - означает пропустить что-то жизненно-важное. Весь день мысли сосредоточены только на одном: как там телефон, звонил ли кто-нибудь? Просто общение без телефонов теперь очень сложно для детей. И конечно, если есть «смайлы», которые могут заменить все твои эмоции и настроение.
«..Хмурые люди с телефонами разных цветов и моделей проходят мимо, каждый в своем виртуальном мире, на своей виртуальной планете. А ГДЕ ты сейчас?».