От треугольных посланий до похоронок. Была во времена войны машина, которую в тылу ждали особенно сильно. И эта машина почтовая. Иногда письма доставляли на специальных фургонах, но чаще под эти нужды брали то, что не успело уехать на фронт. ГАЗ-67Б - как раз такая. Одна из них сегодня колесит по Сургутскому району. Этой машине без малого 80 лет, но она всё ещё в строю, с родными запчастями и всё теми же шторками вместо дверей.
Машина ГАЗ-67Б во время войны возила почту и медикаменты. Водитель складывал письма и лекарства на заднее сиденье. Здесь не было окон и дверей, сделано это для того, чтобы водитель мог выйти в любой момент.
Олег Аюев, руководитель клуба исторических авто «Легенда»: «Чтобы солдат мог во время бомбёжки выпрыгнуть из машины, быстро расставить орудие и тому подобное, соответственно, автомобиль открытый. Если бы автомобиль был закрытый, соответственно, представляете сколько трудностей?».
ГАЗ-67Б - машина, идеальная для фронта. Выпускать такие начали в 1943 году. Спустя 10 лет с производства сняли. Использовали грузовики и для перевозки раненых, и как тягач для пушек, и даже под нужды полевой кухни. А вот в тылу этот легковой внедорожник был почтовой машиной. Конструировали фронтовую «бэшку» в полевых условиях, поэтому она была выносливой и универсальной.
«Как бы это не звучало смешно по нашим меркам, двигатель объемом почти 3,5 литра. Но при этом всего лишь 57 лошадиных сил. Для чего это было сделано? Для того, чтобы у автомобиля была большая тяговая мощность, то есть и проходимость, и плюс автомобиль мог запросто за собой тащить пушку такой модификации как ЗИЗ-3, то есть которая весила тоже 1,2 тонны», - рассказал руководитель клуба исторических авто «Легенда» Олег Аюев.
При этом машина была лёгкой - поднять её и в случае чего вытолкать из лужи могли впятером. Именно этот ГАЗ-67Б в тяжёлые времена служил в тылу под Новосибирском. На его кузове, к счастью, нет осколков от бомбёжек и пуль. Долгие годы после войны «бэшка» колесила по сёлам там же, на своей родине. А в Сургут к коллекционеру Махиру Мамедову попала 16 лет назад. Продавец - простой сельский пенсионер, которому машина досталась в наследство, долго не мог с ней расстаться. Доподлинно неизвестно, но, видимо, в этом железе была часть истории и его семьи.
Махир Мамедов, коллекционер военных автомобилей, владелец ГАЗ-67Б: «В конце концов он продал мне её, но, говорит, в одном случае: чтобы ты её потом никому там не перепродавал, ничего не делал. Я говорю: «Нет, конечно! Я для себя её соберу, я привезу фотографии, вам их лично покажу». Я когда собрал, показал ему фотографии, как машина ездит. Показал парад, который я первый раз на Белом Яру выезжал в 2005 году. Он конечно, очень радовался».
В коллекции югорчанина, кстати, около 15 машин. И все они со своей историей. Берёт Махир Мамедов только то, на чём когда-то колесили и его отец с дедом. ГАЗ-67Б – скорее исключение, за рулём такой его близким сидеть не доводилось. В автопарке этот почтовый фургон появился ради наглядности истории - для детей и внуков.
«Никому не продам, ничего с ним не сделаю, а передам из поколение в поколение», - сказал коллекционер военных автомобилей, владелец ГАЗ-67Б Махир Мамедов.
Сегодня боевая «бэшка» - настоящий ветеран автопарка. Хотя, нет в ней ни одной не родной детали, а ко Дню Победы внедорожник без сбоев выходит на парад. Наверное, генетическая память есть и у техники, которая в таких случаях просто не может подвести.