"Авось" - и вновь рождение театра

"Авось" - и вновь рождение театра
Лучший журналист печатных СМИ
Автор: Шабуров Владислав Геннадьевич
«Раз в тридцать лет можно!» – заявил театр «Авось». Именно так он назвал свой юбилейный гала-спектакль, впервые для себя «замахнулся» на классику и блестяще справился с этой амбициозной задачей, подарив зрителю сразу шесть фрагментов русских пьес.
– Да тише вы, Нелли Ивановна спит! – и на экране у задника появились подтверждающие этот казус видеокадры с режиссером, задремавшим прямо за рабочим столом.  
– И что будем делать? Спектакль-то уже начался…
– Ничего. Ведь мы же – «Авось»! Авось прорвемся!
Свое появление на юбилейной сцене режиссер народного театра «Авось» Нелли Шкуренко отложила почти на самый финал послепремьерного «капустника». Конечно, если не считать ее блестящей роли свахи Фёклы во фрагменте гоголевской «Женитьбы». Впрочем, разве кто поверит в то, что Фёклу кто-то играл? На сцене была именно Фёкла, а не Нелли Ивановна, на сцене вообще была сама жизнь – такой, какой ее увидели русские гении полтора века тому назад, и такой, какой ее прочувствовали и пережили урайские таланты.
С самого начала актеры «Авось» намекнули на что-то значимое, инсценировав историческую встречу отцов-основателей современной театральной традиции Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар». Этот намек ближе к концу праздника попытались разгадать. Но об этом – позже. А пока…  
Липочка из «Свои люди – сочтемся» Александра Островского (убедительная в своей роли Дарья Кривова) мечтала о выгодном замужестве и донимала своими капризами маменьку Аграфену Кондратьевну (Елизавета Тимиралиева). Вспомнив финал истории, когда уже осчастливленная браком Липочка отказалась помочь своему папеньке выбраться из долговой ямы, задумался: а не слишком ли мы бываем легкомысленны, подчас уделяя своим детям мало внимания? Чем живут они, что чувствуют, о чем мечтают, не растут ли мелочными, поверхностными? И что у них за душой: только лишь мемасики и приколы, одежда и «тачки», или все же выросло в них еще и что-то настоящее?
Кочкарев из гоголевской «Женитьбы» (неподражаемый Георгий Вахрушев) страстно убеждал Подколесина (Андрей Белокуров) жениться, Агафья Тихоновна (Юлия Арасланова) в дуэте с Ариной Пантелеймоновной (Элла Наумец) восторженно внимали свахе. И это тоже была жизнь.
Всю глубину трагедии и человеческого одиночества я прочувствовал, сопереживая Катерине из драмы Островского «Гроза» (Елизавета Тихонова). И жалел, и досадовал, и сочувствовал всем – и Борису, возлюбленному Катерины, и ее мужу Тихону, и его сестре Варваре (их играли Иван Кайда, Антон Стороженко и Алёна Сидорова). А значит – жил вместе с ними.
Но настоящее чудо, а точнее шок, случился с появлением на сцене Кабанихи (Светлана Перевощикова). Собственно, шок вызвала даже не она сама, а ее голос, прежде ее появления, голос тяжелый, низкий, положивший начало долгой, трудной паузе. Марфа Игнатьевна Кабанова, казалось, не делала ничего, она просто вошла в комнату, грузно прошла ее, села у стола с самоваром и долго-долго пила чай. А пауза, мрачная, гнетущая, все длилась и длилась…
Я дал тогда себе честное слово когда-нибудь перечитать эту пьесу, так и не понятую, так и не прочувствованную мной в своем школьном отрочестве.  
И каково же было увидеть ту же Светлану Перевощикову в другом образе – полной жизни жены городничего в сцене из «Ревизора» Николая Гоголя. Иван Кайда, еще двадцать минут тому назад бывший Тихоном, блестяще сыграл Хлестакова, и Дарья Кривова, сыгравшая Липочку в самом начале гала-спектакля, воплотила образ дочери городничего.  
Вообще, многие актеры «Авось» в этот вечер попробовали себя в разных ролях, ролях разнохарактерных – Павел Носков был и городничим, и Скалозубом из «Горе от ума» Александра Грибоедова, где он вместе с Фамусовым (характерный и разнохарактерный Георгий Вахрушев идеально подошел для этой роли) пытался оппонировать блестяще сыгранному, нет – прожитому Чацкому (Владислав Попов). Как оказалось, Чацкий, со своим холодным воспаленным, раздраженным умом, мне все-таки несимпатичен. И уж слишком он напоминает некоторых «либеральных» политиков современности, жонглирующих популизмом «разоблачений». Чацкий разрушает жизни – и свою собственную, и окружающих, но и жизненные, так сказать, ценности его оппонентов – Скалозуба и Фамусова – просто отвратительны. Символично, я не заметил этого в школьные годы и понял только сейчас, на спектакле, что идеалом для Фамусова служит… мертвец.    
Вообще, в классической русской литературе, и в драматургии в частности, мало положительных героев. Но много героев сложных, и в каждом из них можно найти симпатичные черты. Вот ведь Фамусов у Вахрушева – чертовски обаятелен. Вот ведь сходящего с ума от безделья и, на горе слугам и окружающим, придумывающего чем себя занять помещика Ласукова (тот же Павел Носков) из «Осенней скуки» Алексея Некрасова – тоже жалко. И сочувствуешь ему, и чем-то нравится он. А еще удивляешься, открывая для себя русского поэта еще и как драматурга. И ждешь продолжения. Кстати, уже анонсированного, как было заявлено, «Авось» поставит полную версию этого спектакля, и у него будет свой зритель. По крайней мере сегодняшнему зрителю точно пришлась по вкусу классика от «Авось».
А ведь подумалось, когда я писал эти строки: играли-то не взрослые, умудренные жизненным опытом люди. Большинство актеров – подростки, старшеклассники, студенты и просто молодежь, только вступающая в жизнь. Со сверхзадачей – замахнуться на хрестоматийное и сыграть по Станиславскому – они блестяще справились. Значит, сами они точно не мелочны и не поверхностны. Они умеют чувствовать и понимать – и себя, и окружающих. А еще они невероятно талантливы, по-настоящему трудолюбивы, – кто когда-нибудь был хоть на одной репетиции, это поймет. И еще они любят театр, творчество и умеют творить. И вступают в жизнь именно с этим, очень полезным багажом.
Так хочется назвать всех, кого я еще не упомянул, сыгравших пусть даже эпизодические роли – буквально в пару реплик или вовсе без слов, ведь все они играли прекрасно: спасибо Никите Набокову и Юлии Полещук, Илье Иванову и Вячеславу Кириллову, Александре Рожиной и Артуру Бабаяну, и всем, кто вышел на сцену уже за рамками основной программы.
А как тот «Авось», который знали и любили до этой премьеры? Мы его тоже увидели. Гала-концерт продолжился капустником, где было все – и танцы, и хореографическая миниатюра, и сценическая драка, и стихи, и минута в память об ушедших актерах и наставнике самой Нелли Ивановны, Виталии Павловиче Дыдыкине.
Впрочем, право сказать главные слова она предоставила своим друзьям – самим театралам, а сама вышла на сцену к финалу под… пугачевское «Арлекино».
«Нелли Бурерожденная из дома Таргариенов, законная наследница Железного Трона, законная королева андалов и Первых Людей, защитница Семи Королевств, Матерь Драконов, кхалиси Великого травяного моря, неопалимая, Разрушительница Оков Шкуренко Нелли Ивановна», – представили ее по «титулу».
Так что самоиронии у режиссера оказалось достаточно, чтобы мы поняли: она не забронзовеет, а сам театр будет жить и творить уже на вполне взрослом четвертом десятке лет своего все равно юного возраста.
– Но хватит хулиганить, пора принимать поздравления, – предложил ведущий.
И вот – обещанная нами почти в самом начале статьи одна из версий появления образов классиков. Ее предложила начальник управления по культуре и социальным вопросам администрации города Ульяна Кащеева.
– Увидев в начале вечера инсценировку со Станиславским и Немировичем-Данченко, я восхитилась вашей смелостью, – призналась она. – А потом подумала: а ведь вы правы. Станиславский и Немирович-Данченко создали тот самый театр, которым гордится Россия. А «Авось» – старейший театр в нашем городе, театр, которым гордится Урай.
Кстати, меня подкупило то, что первые благодарственные письма Ульяна Кащеева вручила родителям участников, лишь затем – им самим и в последнюю очередь – самому режиссеру, поставившему гала-спектакль, который длился примерно три с половиной часа.
– Сегодня был не просто юбилейный вечер, это был вечер новых открытий, – отметила, поздравляя «Авось», председатель урайской Думы Галина Александрова. – Казалось бы, уже три десятилетия мы знаем наш театр. Но вы снова удивили. Я ожидала увидеть капустник, концерт – все что угодно, но только не целую череду классических пьес – самых важных и значимых для нашей культуры. По сути, сегодня вы представили антологию русского театра. Это было замечательно, весомо, это проникло в душу. А как играли актеры! Нет, они не играли, они жили на сцене! А теперь, – продолжала она, – я хотела бы выразить огромную благодарность Нелли Ивановне от имени депутатов Думы города.
– За большой вклад в развитие театрального искусства, культуры города, – начала зачитывать текст, – пропаганду духовно-нравственных ценностей, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и в связи с тридцатилетним юбилеем народного самодеятельного..., – и тут остановилась. – Не может быть, чтобы он был самодеятельным! В самодеятельном театре так не играют! Так не аплодируют зрители, так не восхищаются, – эти ее слова утонули в овациях. – У меня едва хватило сил дочитать слово «самодеятельный», – призналась она. – Вообще, театры Урая иногда на голову выше тех, кто приезжает с антрепризами к нам в город, – считает Галина Александрова. – А, главное, в «Авось» молодые люди находят себя, познают себя и формируются как личности.
Фото автора
Название СМИ
Газета "Знамя"
Копия полосы печатного сми в формате pdf
Авось - и вновь рождение театра.pdf, 2.15 Мб
Изображение - иллюстрация работы
Изображение - иллюстрация работы
Текст работы в формате Word
Авось.docx, 0.02 Мб
Информация
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 Января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 Января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 Января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 Января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 Декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 Декабря 2020 0
СТАРТОВАЛА АККРЕДИТАЦИЯ СМИ НА УЧАСТИЕ В ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ГУБЕРНАТОРА ЮГРЫ
2 Декабря 2020 0
Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:
2 Декабря 2020 0
Югорчан приглашают принять участие в формировании медиакластера креативных индустрий
24 Ноября 2020 0
Центр «Открытый регион» запустил новый крауд проект
24 Ноября 2020 0
«Инфомир Югры» объединит масс-медиа региона
11 Ноября 2020 0
Окружной форум «Информационный мир Югры» пройдет с 17 ноября по 10 декабря в режиме онлайн.

11 Ноября 2020 0
Югорские компании приглашают на международный конкурс в сфере коммуникаций
23 Октября 2020 0
Открыт приём заявок на участие.
23 Октября 2020 0
Открыт прием заявок на конкурс профессионального мастерства «Журналист года»
7 Октября 2020 0
Срок проведения Конкурса – с 7 октября по 30 декабря 2020 года, прием документов для участия в Конкурсе – с 7 октября по 15 ноября 2020 года. На Конкурс принимаются работы, размещенные в СМИ в период с 15 ноября 2019 года по 15 ноября 2020 года.
7 Октября 2020 0
За звание «Золотое перо»
13 Ноября 2019 0
Продолжается прием заявок на конкурс «Журналист года Югры».
13 Ноября 2019 0
Форум «Югра молодежная» приглашает к участию журналистов и блогеров
28 Октября 2019 0
IV региональный форум для молодых журналистов «Югра молодежная» состоится 7 – 8 ноября в Ханты-Мансийске.
28 Октября 2019 0