≪Слепые≫ помогли
увидеть...
В Пойковском для педагогов Нефтеюганского района
прошел обучающий семинар ≪Содержание программы
по профилактике экстремизма≫.
Основная задача семинара – повышение уровня знаний педагогов в области профилактики экстремизма в подростковой среде за счет применения новых форм работы. Психолог высшей категории, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики ТюмГУ, действующий психолог-консультант Ольга Мальцева, опираясь на практический опыт участников семинара, педагогов-психологов, социальных педагогов, рассказала о причинах, по которым подростки оказываются под влиянием идей экстремизма, и признаках, по которым ребята могут быть выявлены и включены в систему профилактики. Кроме этого, были проанализированы содержание и правовые аспекты такой работы.
Психолог заострила внимание педагогов на том, что программы профилактики должны быть направлены на уменьшение негативного влияния среды и актуализацию личностных ресурсов учеников. Также были детально рассмотрены четыре основных типа личности подростков и их отношений с окружающим миром, в зависимости от которых ребенок может в большей или меньшей степени быть подверженным отрицательному влиянию, что приводит к отклонениям в поведении и может привести в число завербованных, втянутых в деструктивные или экстремистские группировки.
Опасно переборщить...
Ольга Мальцева, ознакомившись с ситуацией в Ханты-Мансийском автономном округе, считает ее благополучной.
– В отношении экстремистских организаций, вербовки молодежи – это один из спокойных регионов. Но есть десятки областей, крупные города, где эта проблема стоит остро. Очевидно, если ребенок любим дома, у него есть ощущение собственной значимости, он не будет искать, кто бы принял его таким, каков он есть, куда пойти, чтобы получить ощущение мнимого приятия и защищенности. На самом деле ребята, которые уходят в экстремистские или террористические организации – пушечное мясо. Но при заниженной самооценке, дефиците ценности переживаний подростка со стороны близких – он выберет этот путь. Это очень хорошо ≪ложится≫ на обостренность чувств и восприятия мира в подростковом возрасте. Поэтому заниматься профилактикой необходимо, – говорит психолог. – Нужно говорить о доброжелательном отношении к иному мировоззрению, обычаям, образу жизни представителей других этнических общностей, национальным традициям, чувствам, верованиям... Это про ценность любого субъекта. Я много лет занимаюсь этим направлением и часто вижу печальные перекосы. Например, в одной из тюменских школ очень много занимались патриотизмом – это же хорошо! А через год при оценке эффективности этой программы выяснилось, что дети показали более высокий уровень этнофанатизма. Развивали патриотизм таким уродливым образом, что отношение к другим этносам и культурам стало снисходительным. Очень важный момент: когда детей знакомят с другой культурой и при этом не объясняют, что стоит за обрядом, традицией, какой смысл в них заложен, – некоторые из обрядов могут показаться жестокими, в этом случае подросток, даже взрослый человек, легко может сделать вывод: какой обряд, такой и этнос...
Невозможно каждую секунду быть терпимым, но всегда можно начать с себя и быть вежливее с соседями, уступить дорогу, помочь старушке. Это не изменит весь мир, но это может изменить, сделать добрее ближайшее к тебе окружение.
Так быть не должно!
Самым эмоционально-ярким и напряженным моментом семинара стал просмотр спектакля ≪Слепые≫ по пьесе Александра Бронникова в исполнении студентов второго курса кафедры режиссуры СурГУ – актеров студенческого театра ≪Два кота≫.
Запись постановки можно посмотреть на сайте администрации Сургутского района, он посвящен теме школьного буллинга. В нем отражение взгляда творческой молодежи на социальные проблемы современного общества: взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. Это острая социальная трагедия, заканчивающаяся расстрелом одноклассников, учителя и самоубийством главного героя-одиночки, по сути, показывает высокую вероятность возникновения реальных школьных трагедий.
Актеры, которые вышли из школьной среды год-два назад, уверены, что старшеклассникам стоит его посмотреть. Ведь, как оказывается, реальность более жестока, чем театральная постановка, и среди жертв настоящих преступников оказываются даже первоклассники...
– Спектакль идет с конца 2020 года, уже прошло около 15 показов в разных аудиториях, в том числе подростковых. В Солнечном его смотрели школьники 9 – 11 классов. После просмотра они выходили с каменными лицами. Потом руководитель проекта, заведующий кафедрой Александр Николаевич Шевкунов беседовал с ними, они бурно обсуждали спектакль, потому что были потрясены, – говорит исполнитель главной роли Арсений Скорый. – Поначалу мне было очень сложно играть нелюдимого и зажатого подростка, потому что в жизни я импульсивный и общительный. В последнюю минуту спектакля, когда выхожу на сцену с белым и черным крыльями, мне хочется просто плакать, на самом деле это очень тяжело эмоционально. Финальная сцена наполнена глубоким смыслом – в каждом человеке есть две стороны: темная и светлая, и каким быть – выбирает каждый сам.
Мне кажется, в наши дни буллинг стал привычным. В любой школе, классе это возможно, и это страшно! Мы хотим, чтобы все посмотрели спектакль и поняли, как травля и безразличие губят людей. Думаю, чтобы уберечь человека от роковых поступков, достаточно вовремя спросить: ≪Как дела?≫, проявить участие, не быть слепым, в отличие от героев спектакля. Отца героя интересует только охота и телевизор, мать – разговоры с подругами и стремление навязать сыну свое представление о жизни, одноклассники, как и учитель, поглощены постоянным троллингом ученика-тихони. И никто не подозревает, какие страсти кипят в его душе...
Наверное, многие взрослые зрители скажут, что во времена их школьного детства такого не было. Думаю, это неправда, было, может быть, не в таких формах и без агрессивных исходов. Сейчас это стало проявляться чаще. Во время подготовки к спектаклю мы перечитали множество информации о нападениях подростков на школы или окружающих. Так что в основу спектакля лег отнюдь не единичный случай. Наша задача – показать людям, что такое зло есть, оно стало частью нашей жизни, но с ним можно и нужно бороться. А начинать надо каждому с себя, своего эго. Ведь главный герой по большому счету эгоист: он не захотел себя нигде проявить, копил в себе злость, в какой-то момент он понял, что интересует одноклассников только из-за ружья, это и стало убедительным аргументом.
Мы старались сделать так, чтобы сочувствие у зрителей возникало по отношению к людям, которые пострадали из-за своей слепоты. Считаю, что ≪Слепых≫ должны посмотреть и старшеклассники, и родители.
Точку зрения Арсения разделяет и пойковчанка, девятиклассница Ольга, она посмотрела спектакль вместе с мамой. Эта история не стала для нее новостью, но вызвала множество эмоций и размышлений.
– Уверена, такого не должно быть в реальной жизни, я приложу все усилия, чтобы то, что показано в спектакле, осталось для меня только зрительским опытом, – говорит девушка. – Нужно действительно открыть глаза, помочь другим увидеть проблемы близких людей и постараться их исправить.
Спектакль в Пойковском смотрели в основном подготовленные люди: психологи, педагоги... Среди них оказалась и геолог, мама старшеклассницы Екатерина Шпилевая. На премьеру ≪Слепых≫ она пришла целенаправленно:
– Спектакль уже видела на конкурсе родительских комитетов в Сентябрьском, и когда представилась возможность его еще раз посмотреть, не смогла не прийти. Я считаю, спектакль обязательно должны посмотреть дети, чтобы через его призму увидеть себя со стороны, узнать себя в героях, осознать свою слепоту...
СПРАВКА ≪ЮО≫
Буллинг – это физическая или психологическая агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее это задевает. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении.
Травля – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Троллинг – форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.
Название СМИ
еженедельная газета Нефтеюганского района "Югорское обозрение"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы