Душистый звук и атмосферные кадры
Проще рассказать, чего в этом месте нет. Потому что нефтеюганский Кванториум - это максимальная концентрация новейшей техники и оборудования для обучения подростков. Последние модели компьютеров и программного обеспечения, планшеты и очки виртуальной реальности, телескопы и модели спутников. И тут ваш глаз невольно цепляется за огромный ламповый телевизор времен СССР и черную коробку фотоаппарата с двумя объективами.
Педагог Алексей Фоминцев создал в образовательном центре небольшой музей старой фото-видео-аудиотехники. Дело в том, что в «Медиа-Квантуме», где преподает Алексей Сергеевич, обучаются будущие журналисты, фотографы, видеооператоры и видеоинженеры. Благодаря необычной экспозиции ребята могут проследить головокружительный путь, который проделала техника за последние 50 лет.
«Это - телевизор «Рассвет 307»- десятиканальный. По нему я смотрел еще черно-белые мультики. Вернее, мультфильмы должны были быть цветными, но телевизор был с черно-белым изображением. Включался он регулятором звука, то есть, если вы его вот так крутанете, то сразу и включится экран и прибавится звук. Есть отдельный тумблер яркости и контрастности. Работал он просто, обычный в то время ламповый «телик». У нас в семье как раз такой экземпляр стоял. Потом был «Славутич» и «Горизонт», но это уже перед японскими телевизорами, которые позже вошли в нашу жизнь», - приобнимая аппарат, рассказывает Алексей Сергеевич.
Сразу несколько экспонатов в учебном музее - это старые модели пленочных фотоаппаратов. Легендарный «ЛОМО», знакомые многим советским фотолюбителям «ФЭД» и «Смена». Педагог «Медиа-Квантума» объясняет: никаких мониторов на камерах тогда не было. Смотришь в окошечко видоискателя, подкручиваешь настройки объектива. Еще до того как щелкнешь затвором, видишь, каким получится кадр. Правда, многое зависело от процесса проявки.
«Смена-8М - это тот фотоаппарат, с которого я начинал учиться делать снимки и понимать, что такое фотография. Почему-то эта модель была наиболее распространена в начале 90-х. Когда я познакомился с такими вещами, как химреагенты, проявители, закрепители. У нас был с другом один на двоих фотоувеличитель «Ленинград». Я часто оставался у него ночевать, и мы просили его маму, чтобы она предоставила нам ванну, где мы могли экспериментировать по проявке фотографий. Сидели часами. Бывало, мама нечаянно включала свет в ванной, и у нас все засвечивалось - все наши труды пропадали».
Хлопушка для синхронизации видео и звука при съемке кинофильмов, переносной фонарь времен Великой Отечественной, проводной аналоговый армейский телефон. Большинство кванторианцев уже не смогут без дополнительных объяснений понять предназначения многих предметов музея. А уж для понимания «как это работает», нужна целая лекция. Алексей Фоминцев использует современные аналогии: как сейчас музыкальная колонка с флешкой, так в советские годы магнитофон с пленочной бобиной. Как сейчас видеокамера в смартфоне, так раньше отдельный аппарат для съемки и отдельный кинопроектор для просмотра.
«Во многих семьях стояли такие кинопроекторы «Русь». Дело в том, что у меня был замечательный сосед дядя Витя Бурундуков. И у него был действительно настоящий музей техники, потому что он работал в авиации и обслуживал редукторы на вертолетах МИ-8. И началось все мое увлечение фотографией и видеосъемками с того, что у него все это было: разные фотоаппараты, радиостанции, по которой можно было связаться с полярниками, кинопроектор. И вот по этому проектору я смотрел свои первые сьемки, снятые на рыбалке».
Интересно, что всю эту технику, собранную Алексеем Фоминцевым, нельзя назвать навсегда устаревшей. На какое-то время люди забыли о пластинках и проигрывателях. А сейчас в любом магазине электроники можно купить современные варианты таких аппаратов и виниловые пластинки. Популярность растет. Потому что звук не пережатый, а объемный и «душистый», по характеристике педагога.
Интерес к пленочным фотоаппаратам тоже возрастает. В интернет-магазинах появились материалы, открываются проявочные мастерские. Настоящим ценителям важна не сколько суперчеткость, сколько дыхание жизни в кадре, уверен Алексей Фоминцев:
- Никакой самый классный и супердорогой цифровой фотоаппарат все равно не сделает того, что может пленочный. Динамический диапазон, передача пленки, «зерно» вместо «шума». Получается атмосфернее - живые кадры.
Название СМИ
Газета "Здравствуйте, нефтеюганцы!"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета