Разговор о равных
Автор: Ева Пустовит
Ситуация, которая произошла этим летом в Санкт-Петербурге на детской площадке, когда взрослый человек выгонял ребёнка с особенностями в развитии, пожалуй, никого не оставила равнодушным. Юнкоры студии "Сургутский репортер" решили выяснить, почему происходят такие конфликты и как научиться не бояться того, что не знаешь. На наши вопросы ответила начальник службы координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования» Наталья Карловская.
- Наталья Павловна, расскажите, пожалуйста, чем занимается Центр диагностики и консультирования?
- У нашего Центра две основные функции. Первая: организация деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, на которой эксперты определяют можно ли признать, что у ребенка есть ограниченные возможности здоровья и на этом основании рекомендовать образовательной организации составить для него адаптированную образовательную программу. В заключении поясняется, какого типа программу рекомендуется составлять, а также какие дополнительные условия могут понадобиться (учебники, технические средства, сопровождение тьютора).
И вторая функция Центра: методическая поддержка образовательных учреждений в части создания психологически безопасной образовательной среды, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в обучении, развитии, адаптации, в том числе по вопросам оказания помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Думаю, Вы слышали о ситуации, которая произошла в городе Санкт-Петербург на детской площадок, когда взрослый человек выгонял ребенка с особенностями в развитии, вы отнеслись к данной ситуации?
- Я отрицательно отношусь к любым конфликтам между взрослыми на детской площадке. Это может напугать детей или показать плохой пример. Детская площадка – это микросоциум, в котором дети учатся взаимодействовать друг с другом. Как они будут это делать – зависит от взрослых.
- Ну а все-таки, как вы считаете, почему общество может негативно относиться к особым детям?
- Здесь стоит пояснить. Есть разные категории детей с особенностями в развитии. Это могут быть нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой развития, в том числе сюда можно отнести детей с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра и других. Некоторые особенности в развитии посторонний человек может даже не заметить или не обратить на них внимание. Но иногда особенности ребенка ярко выражены, это видно в каких-то поведенческих реакциях, внешних проявлениях. И реакция отторжения и неприятия может возникать у тех людей, которые не знают как реагировать в подобных ситуациях и не знают с чем связано подобное поведение. Это в первую очередь страх неизвестного: «Я не знаю, ЧТО происходит, ПОЧЕМУ происходит, и КАК мне реагировать».
- Ну а все-таки, как решить данную проблему?
Сегодня уже очень много сделано, очень много пройдено шагов для того чтобы люди с инвалидностью или люди с особенностями в развитии успешно социализировались в нашем обществе. Одно, наверное, из очень больших достижений, это то, что дети с особенностями в развитии перестали находиться в замкнутом пространстве, у себя дома в четырех стенах, ограниченные в общении со сверстниками и взрослыми, не получая необходимой помощи.
Сейчас принимается очень много мер, для того, чтобы эти дети могли полноценно развиваться, учиться, получать коррекционную помощь. Конечно, в нашем обществе нужно менять мировоззрение, менять отношение к людям с особенностями, к людям с инвалидностью. Для того, чтобы человек с особенностями в развитии чувствовал себя полноценным в нашем обществе, ему конечно нужно и дружеское общение, и включенность в социальную активность, культурные и развлекательные мероприятия. Большим достижением является и то, что постепенно снимаются барьеров в общественном сознании и к человеку с инвалидностью начинают относиться не как к ущербному и недостойному общих прав с другими людьми нашего государства, но как к равному.
Для тех, кто сомневается в том, что люди с инвалидностью могут вести полноценный образ жизни, и быть включенным в общественную или даже научную деятельность, мне хотелось бы напомнить имя одного из известных людей, одно из большого списка знаменитых людей с инвалидностью - это Стивен Хокинг. Ознакомьтесь обязательно с историей его жизни, с тем, как он боролся со своей болезнью, и с тем, какой мощный вклад он сделал в развитие науки всего мира.
- Как вы считаете, инклюзивные группы и классы смогут решить эту проблему?
- Да, однозначно да. Потому что дети учатся общаться друг с другом, с такими разными характерами, с разными особенностями, с разным поведением - только находясь все вместе. Именно начиная с детского возраста можно прививать у ребенка здоровое отношение ко всем людям, в том числе к людям с ОВЗ. И очень важно давать детям понять, что самое ценное не то как выглядит человек, не то какие особенности у него есть внешние или поведенческие, а то, какую уникальность представляет из себя его личность и его жизнь.
- А есть ли какие-то правила, в общении с людьми, у которых есть особенности в развитии?
Есть такие правила и самое первое из этих правил и самое наверное важное, это то, что люди с инвалидностью, люди с особенностями в развитии и люди не имеющие таких особенностей, всегда общаются используя общие принципы общения, которые есть во всем мире. То есть придерживаться общих правил и норм поведения: соблюдение вежливости, уважение друг к другу, относиться к собеседнику как к равному.
Вторым моментом при общении с человеком с инвалидностью является восприятие его как личности. В разговоре вы обращаетесь к нему, а не к тем, кто его сопровождает. Ни в коем случае при общении с человеком с инвалидностью или особенностями в развитии не стоит игнорировать его и говорить в его присутствии так, как будто этого человека здесь нет, это будет очень невежливо.
Важным при взаимодействии с людьми с инвалидностью или особенностями в развитии является момент оказания им помощи. Очень часто, когда люди видят человека, который испытывает какие-то трудности, например в передвижении, очень спешат ему помочь. Хотя на самом деле, возможно помощь и не требуется. Поэтому всегда нужно уточнять нужна ли помощь, если получен положительный ответ, обязательно уточнить какая именно помощь нужна и как ее можно оказать. Потому что человек, у которого есть какие-то особенности лучше вас знает как ему нужно помочь и какие действия нужно сделать.
Конечно существуют особые правила общения с людьми с нарушениями слуха, зрения, или с людьми, передвигающимися в инвалидной коляске.
Хотелось бы отдельно сказать о правилах, которые требуется соблюдать при общении с людьми с аутизмом. Почему часто возникают сложности принятия людей с аутизмом? Потому что они не всегда ведут себя так как другие люди. Например в стрессовых ситуациях они могу издавать монотонные звуки или выполнять повторяющиеся движения. И в таких ситуациях ни в коем случае нельзя одергивать ребенка, говорить ему "тише!", "перестань!", "остановись!". Это только усугубит стрессовое состояние ребенка и поведение его не изменится. Поэтому по отношению к этому ребенку нужно проявлять деликатность и терпение.
Дети с особенностями в развитии тоже учатся вести себя в общественных местах по правилам, но им это может даваться сложнее и требует больше времени.
И еще одно правило вежливости - не давайте непрошенные советы родителям детей с особенностями в развитии о том, как их надо лечить, как их нужно воспитывать. Поверьте, родители этих детей и так делают все возможное для того, чтобы они социализировались и адаптировались в нашем обществе и были достаточно успешными.
Памятка
Правила этикета при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении:
1. Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее и не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
2. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п.
3. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
4. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушения зрения или незрячими:
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека и идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
2. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными.
3. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
4. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха:
1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами.
2. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то и кричать, особенно в ухо.
3. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
4. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:
1. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
2. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
3. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим.
4. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
1. Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
2. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
3. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
4. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:
1. Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
2. Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
3. Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
4. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
Дата выхода материала
11.09.2021
Название СМИ
Сургуткие ведомости
Название сми, в котором транслировалась конкурсная работа
Сургутские Ведомости
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Субъект Российской Федерации
ХМАО-Югра
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
3000 экз., г. Сургут
Изображение - иллюстрация работы