ПРОЕКТ: Люби и знай свой край
Автор: Анжелика Давыдова
Дом - это место, где тепло и уютно
Продолжаем рубрику, в которой публикуем доклады победителей первых городских детских краеведческих чтений. Напомним, «СТ» стала генеральным информационным партнером этого события, организованного ИКЦ «Старый Сургут». Сегодня представляем доклад учеников сургутской средней школы № 31. Ребята подготовили материал о создании школьного музея. Ученицы 7 класса Таисия Авдеева и Ксения Ивахина, а также ученик 8 класса Тарас Сакур – творческие и активные ребята. Под руководством учителя технологии Ларисы Сакур юные краеведы участвовали в разработке концепции музея и готовили для него экспонаты. Название для музея ребята выбрали говорящее – «Где мой дом». Их стремление воплотить в жизнь свои творческие задумки впечатляет и вызывает уважение.
Так где мой дом?
В наше непростое время, когда большая часть общества считает, что самое главное в жизни – это материальное благополучие, многие ощущают дефицит культуры. Нам кажется, что таким образом прерывается связь поколений. Отсюда – рост преступности, национализма, вандализма. Школьники выплескивают свои эмоции в интернете, где они общаются и находят друзей. Растет поколение, далекое от истоков культуры и традиций, считая их старыми и неинтересными. Теряя традиции, мы теряем накопленный опыт, знания, забываем о прошлом. А как известно, без прошлого нет будущего.
Чтобы сохранить уважение к культурному наследию нашего города, региона и страны, мы задумали создать в нашей школе музей декоративно-прикладного искусства. У нас учатся много творческих детей, мы занимаемся в творческих студиях, рисуем, мастерим, творим. Участвуем в конкурсах, занимаем призовые места. Мы какое-то время радуемся нашим успехам, гордимся своими достижениями, демонстрируем свои работы родным, близким, друзьям. А потом все забывается и наши творческие работы, выполненные в рамках проектов, конкурсов, отражающие культуру русского народа, народов Севера, традиции, особенности нашего округа, пылятся в углах кабинетов и, принеся авторам дипломы и грамоты, становятся незаслуженно забытыми.
Мы долго думали, как продлить жизнь этим вещам, как сделать так, чтобы они приносили не только награды, но и иную пользу. Как и где можно использовать все эти композиции, панно, рисунки, поделки? Ведь результат наших трудов видит ограниченное количество людей: наши руководители проектов, родители, жюри конкурсов и редкие посетители выставок. Вот так и возникла идея создания школьного музея искусства.
Наш музей мы назвали «Где мой дом». В конце названия мы осознанно не поставили никакого знака препинания. Эту фразу можно прочитать вопросительно, сделав ключевым словом слово «где». ГДЕ мой дом? Мой дом - Россия, Югра, Сургут, улица…
Где МОЙ дом! Эта фраза в данном прочтении акцентирует внимание на принадлежности к тому месту, где мы живем, что именно мы несем ответственность за сохранение истории, традиций этого дома. Мы являемся его частью.
Где мой ДОМ. Дом – это место, где тепло и уютно. Это место, которое нам близко, дорого, которое нам родное.
Каждый сам может решить, как именно прочитать это название. Это наш дом, и мы сами можем рассказать о том, каким мы его видим сейчас, каким знаем по рассказам и представляем в будущем. Это и есть разделы экспозиции нашего музея.
Чтобы реализовать нашу идею, мы написали проект, который так и называется - «Где мой дом». Проект занял первое место во Всероссийском конкурсе социально-значимых проектов «Социум», который прошел в этом году на базе СурГПУ. Думаем, что в сентябре уже сможем представить результаты своей работы в нашей школе. В перспективе проект можно вывести за рамки одной школы и включить в целевую группу проекта учащихся других школ города, а также района.
Что сделано руками…
В настоящее время проект находится в подготовительной стадии реализации. Мы с ребятами в скором времени завершим панно «Мой дом – Югра». До этого изготовили композицию «Сургут многонациональный» и панно «Сургут, Югра, Россия». Провели конкурсы рисунков «Гербы городов Югры» и «Душа моя – Югория». Наши одноклассники и ребята из других классов школы приняли в них активное участие. С большим интересом они реализовывали с нами творческий проект «Традиционные куклы народов Севера». Результатом работы стала объемная композиция, состоящая из трех частей.
Первая часть – это большой чум, к которому прикреплены образцы традиционных кукол Севера. Вторая часть отражает особенности сувенирной куклы народов Севера. Третья часть представляет костюмных кукол. Еще мы сделали очень интересный макет деревни с традиционными тряпичными русскими куклами. Сейчас работаем над созданием костюмов народов Севера. В начале реализации находится творческий проект «Деревянное зодчество Севера». Хочется сделать очень много, чтобы наш музей был наполнен интересными, яркими экспонатами. Все больше ребят подключаются к нам, и надеемся, что в начале следующего учебного года мы сможем представить первые экспозиции музея.
А пока предстоит разработка их плана, написание новых проектов, в том числе и для получения грантовой поддержки. В работу музея планируем включить мастер-классы по изготовлению сувенирных и традиционных народных кукол «Пакы и Акань», костюмных кукол, обережных и обрядовых русских народных тряпичных кукол. Эти мастер-классы будут проводить авторы творческих проектов – ученики 7-8 классов нашей школы. Также к проведению мастер-классов планируем привлекать педагогов школы и приглашать специалистов из числа социальных партнеров. Думаем провести опрос среди родителей и привлечь творческих личностей среди них к изготовлению экспонатов выставки, а также проведению мастер-классов.
К праздникам планируем организовывать тематические выставки по результатам участия в городских и окружных творческих конкурсах: «Щедрый вечер», «Пасхальное яйцо», «Масленица», и многие другие. На выставках будем знакомить ребят с творческими работами их одноклассников. Мы надеемся, что и другие ребята захотят поучаствовать в творческих конкурсах, а наш музейный «дом» пополнится прекрасными экспонатами, сделанными их руками.
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета