«Мама упорно меня не понимает», – пишет в своем дневнике моя 12-летняя дочь. Я не читаю ее дневник, когда она уходит. Увидела случайно, через наползающую на строчки руку. Целую в макушку и губами чувствую внутреннее нетерпение – я тоже, мол, тебя люблю, иди, мне некогда.
Вспоминаю себя. Вернее даже так - вижу в этой торопливости и нахмуренности себя. Мама упорно меня не понимает. И поймет ли – не знаю. Я была в этом уверена довольно долго. И хотя не заставляю своих детей есть через силу, учиться там, где им не хочется, не заставляю ходить на тренировки и ровно в 21 час ложиться спать, стараюсь быть другой. А результат – тот же. Оказывается, я их упорно не понимаю. Так считает, по крайней мере, моя дочь.
Мама, тебя любит (подзаголовок)
После очередного выяснения отношений, в сердцах бросила: «Позвони, на детский телефон доверия и расскажи им, какая у тебя не понимающая мама».
Поступок, разумеется, глупый. Не сдержалась. А ведь вроде взрослая.
Но дочь, удивила. На следующий вечер дома ждал сюрприз.
- Мамочка, ты, устала? Давай я тебе чай сделаю. Ты пей, отдыхай…
Сказать, что была ошарашена, значит, нечего не сказать.
Где-то через час, доча, как котенок, подлезла под бок и честно призналась: «Знаешь, мама, а я позвонила на телефон доверия. Там одна женщина мне сказала: мама тебя любит и очень. Но и ты постарайся ее понять…»
Весь диалог дочери с психологом для меня, так и остался тайной. Давить на нее не стала. Но телефончик все же выпытала. Решила позвонить сама. Ответили тут же.
Оператором на тот момент была Алена, которая тут же извинилась и пояснила, что им нельзя называть свою фамилию. Выяснила, что на телефон доверия звонят, не только дети, но и родители. В большинстве случаев вопросы, касаются взаимоотношений взрослых и детей.
Анонимность гарантирована (подзаголовок)
- С 1 января 2011 года в нашем округе работает телефон доверия для детей, подростков и их родителей с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Ежегодно специалисты службы принимают более 12 тысяч обращений. Чаще всего детей и подростков волнуют отношения с родителями, общение со сверстниками, проблемы любовных взаимоотношений и принятия себя. Часть обращений связана с жестоким обращением. Детский телефон доверия является службой экстренной психологической помощи, которая помогает ребенку справиться с его внутренними проблемами, служит для формирования системы помощи детям в восстановлении и укреплении эмоционального и психологического здоровья, - пояснила руководитель службы Гульшат Степанова.
Как удалось выяснить, на звонки ребят и их родителей отвечают высокопрофессиональные психологи, прошедшие специальное обучение. Они ежегодно повышают свою квалификацию.
- Все звонки анонимны, - заверила нас Гульшат Наилевна.
- А если выяснили, что ребенок подвергается насилию. Тоже останетесь в стороне? – задаю некорректный вопрос.
- В любом случае звонки анонимны. Наши специалисты помогут ребенку. Он не один. Рядом родители, есть учителя в школе, близкие друзья. Ресурсов много, просто ребенок их зачастую не видит, не замечает. Психолог так выстраивает разговор, чтобы ребенок обратился за помощью вновь. У нас есть база всех центров социальной помощи округа, мы всегда готовы подсказать, куда и в какую дверь надо стучаться в той или иной ситуации.
Страх за кровиночку (подзаголовок)
Обращаются к психологам и родители. Поясним, в округе работают два телефона доверия. Один для детей, подростков и их родителей - 8-800-2000-122. Другой, для всех жителей округа, его номера - 88001011212, 88001011200. Обе службы работают круглосуточно, анонимно и конфиденциально.
И у взрослых и у детей есть одна общая проблема – непонимание.
Прежде чем понять, кто кого не понимает, совершим исторический экскурс, совсем недолгий. Еще лет 30 назад в большинстве семей был принят, так называемый, авторитарный стиль воспитания: «Как я сказал, так и будет», «Мама лучше знает», «Я же тебе говорила!» и т.д. Причем, далеко не всегда все ограничивалось словесным подавлением. Бить (шлепнуть, врезать, выпороть) детей не считалось чем-то зазорным. Сегодня во многих семьях авторитарная модель воспитания сменилась на партнерскую. Для нее характерны доверительность, разрешение ребенку иметь свое мнение, выбирать и принимать какие-то, соответствующие возрасту и возможностям, решения. И умение слышать и понимать друг друга. Взрослые стараются изо всех сил. Однако «ты меня не понимаешь» никуда не делось.
«Ты не понимаешь, что я уже взрослая и могу решать. И вообще, я хочу замуж ».
Покрутить у виска – обидится. Заорать «сначала закончи вуз, потом поговорим» – замолчит, оборвет все те ниточки любви и тепла, которые связывают нас до сих пор. Сделать вид, что не слышишь? Ага, попробуйте.
Согласитесь, нужна помощь со стороны.
Телефон доверия, в этой и другой ситуациях, может стать тем связующим мостиком между вами и ребенком.
По крайней мере, я для себя сделала один вывод. Всегда доче говорю с любовью: «Я здесь, я рядом. И если ты упадешь, я просто дам тебе руку. Если, конечно, она будет тебе нужна».
Дата выхода материала
12.02.2019
Название СМИ
Газета "Местное время"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
7800