«Да» и «нет» не говорить?
"Лучшая практика открытости власти"
Автор: Субботина Мария Васильевна
Почему чиновники пишут непонятные ответы и что с этим делать?

- Мне хочется поблагодарить вас за статью «Поконкретней можно?», опубликованную в «МВ» 1 февраля. Написана искренне и профессионально. А главное она злободневная, так как затрагивает проблему, которая волнует очень многих граждан - неравнодушных и активно пишущих властям предержащим. Лично я тоже имею опыт получения множественных отписок и обыкновенного «запудривания мозгов» особенно от чиновников из сферы ЖКХ. Молодцы «МВ», что не побоялись поднять эту тему, так держать! – написала нам Татьяна Плотникова.

Напомним, что в материале мы приводили конкретные ответы чиновников на вопросы нижневартовцев, заданные в «Книге предложений» на портале «Открытый регион - Югра». Именно здесь налажена действенная обратная связь со специалистами различных ведомств. Вот только некоторые ответы требуют перевода с казенного на русский язык.

Высшее образование мешает?

Добавим, что отклик на этот материал был не один, а значит, есть повод вернуться к теме. Согласны? Но сегодня даем слово тем, кто несет ответственность за подобные сочинения, не содержащие ничего конкретного. Читая некоторые из них, приходишь к выводу, что чиновникам «да» и «нет» говорить запрещено. Так ли это? Сегодня в числе наших спикеров главы городов Нижневартовской агломерации.
- Это действительно болезнь чиновников. Знаете, на самом деле нужно учиться доходчивым языком отвечать так, чтобы люди понимали нас. У многих по два и более высших образования, вот они и пытаются ответить развернуто, - говорит глава Нижневартовска Василий Тихонов.

- А как предполагаете учить своих подчиненных?

- Совершенно по-разному. Можно и переписывать ответ, в том числе и по десять раз.

- И что, реально заставляете?

- Конечно.

- Независимо от ранга?

- Совершенно верно.

- Если вам сделают замечание по поводу ответа, как его воспримите?

- Совершенно нормально. Человек, не важно какого он ранга и должности, должен учиться всегда. И если мне, например, санитарка скажет, что я что-то неправильно сделал, поблагодарю ее. Если мы способны к собственным изменениям, значит, стоим на правильном пути. Нет – не готовы развиваться, - объясняет свою позицию Василий Тихонов.

Добавим, что на официальном сайте органов местного самоуправления Нижневартовска интернет-приемная сразу бросается в глаза. Задать вопрос легко, но нам понравилась рубрика, которую редко можно встретить на сайтах других муниципалитетов - «Ответы на часто задаваемые вопросы». Пролистав ее, можно узнать о форме подачи запросов в архивный отдел, о единовременной материальной выплате, о вывозе мусора. Словом, о всех житейских делах. Удобно и практично.

Другие буквы и слова

Совсем обойтись без канцелярита, на котором пишут официальные документы, общество не может, но бюрократизм проник не только в документы, но и в рядовые ответы живым людям.

Правда, с такой формулировкой не совсем согласен глава города Покачи Владимир Степура.

- Должен быть официальный и конкретный ответ, - уверен Владимир Иванович.

- Значит, ваши подчиненные отвечают, пользуясь только официальным чиновничьим языком?

- Почему сразу чиновничьим?

- Предполагаю.

- А как вы скажете, где чиновничий язык, а где нет? Можете различить? Там что - другие буквы, другие слова? Да я против ответов, которые простому гражданину не понятны. Ответ должен быть конкретный. Во-первых, удовлетворить гражданина, даже если он отрицательный. Во-вторых, должен содержать какие-то ссылки на нормативно-правовые акты. Человек с официальным ответом может пойти в суд, в прокуратуру, а в нем ссылочки на законы, на них гражданин может сослаться. Без этого иногда нельзя, так как это официальный ответ.

- Вы просматриваете то, что пишут ваши подчиненные?

- Конечно, рассматриваю. Вопросы у вас какие-то интересные! - прокомментировал наш разговор Владимир Степура.

Ради любопытства заглянули и на официальный сайт администрации города Покачи. Отметили, что здесь есть раздел «Обращения граждан», в нем 14 вкладок, среди них, например, обзоры обращений граждан, порядок личного приема и рассмотрения жалоб. Что касается обзора, то это просто сводная информация, ответы чиновников в них не приведены.

Есть и вкладка «Ваше мнение», здесь дана рекомендация, цитируем: «Еще раз обращаем Ваше внимание на Правила размещения мнений. ...Все мнения принимаются к публикации только на русском языке и написанные кириллицей без использования верхнего регистра, за исключением первых букв заглавных слов и имен собственных. Целиком в верхнем регистре могут быть написаны только аббревиатуры. Пример неправильного написания: «ЭТО ГОРОД ПОКАЧИ». Если Ваше мнение содержит вопрос, на который Вы хотите получить ответ, то Вам лучше перенести его в раздел «Вопросы-ответы» сайта admpokachi.ru...»

Зачитали этот обращение руководителю регионального Центра поддержки семьи Веронике Матвиенок: «Наверное, можно понять, но не с первого раза – не поняла про регистры. Мне бы понадобилось несколько раз прочитать, и даже пример не сразу помог. А зачем так усложнять?».

Кстати, чиновники сразу предупреждают, что администрация оставляет за собой право изменять и дополнять правила публикации без предварительного предупреждения, а еще удалять любые мнения на свое усмотрение, удалять объявления по истечении месяца со дня публикации. Тоже позиция. Не понравилось мнение – удалили.

Сокращая сроки

- С гражданами я общаюсь постоянно. Не только во время личных приемов, но и в ходе прямых телефонных линий, открытых встреч, прямых телеэфиров. Мои заместители, руководители департаментов и управлений тоже открыты для мегионцев. Всегда стараемся давать ответы по существу, понятные для горожан. Конечно, в письменных ответах приходится ссылаться на правовые нормы, без этого никуда. Такие формулировки утяжеляют ответ. При этом по официальным обращениям специалисты управления делами стараются максимально сократить срок подготовки информации. Для этого разработали внутреннее положение, и теперь службы, которые отвечают на запросы жителей, делают это заранее, чтобы у отдела по работе с обращениями граждан было больше времени откорректировать ответ, сделать его более простым и удобным для понимания. И еще важно своевременно реагировать на жалобы, которые поступают через социальные сети. Каждый день я начинаю с просмотра мегионских групп, и на планерках с заместителями мы рассматриваем заданные нам вопросы. Мессенджеры и соцсети сегодня доступны каждому, когда люди в них пишут, они рассчитывают моментально решить проблему. И мы, конечно, стараемся оперативно реагировать, давать короткий, ясный ответ по существу, - говорит глава Мегиона Олег Дейнека.

Заглянули на официальный сайт и этого муниципалитета. Вкладка «Обращения граждан» сразу бросается в глаза. Есть и информация для желающих отправить обращение в форме электронного документа, точнее инструкция. Надо признать, составлена толково и ясно. Людям предлагается указать фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты для ответа. Нашли мы и рубрику «Обзоры обращений», но за 2019 год здесь представлена только информация за 1 квартал. Тогда в адрес главы города и его заместителей поступило 141 письменное обращение, еще 62 заданы на личных приемах.

Заставляю переписывать

Поговорили на эту тему и с главой Стрежевого Валерием Харахориным, как-никак один из наших ближайших соседей по Нижневартовской агломерации.

- Вопрос с двойным, даже тройным дном. Отвечая на запросы людей, важно представить себя на их месте. Я, когда читаю какие-нибудь комментарии или ответы моих подчиненных, то не всегда доволен тем, как сформулирована и изложена основная мысль. А ведь в конечном итоге на документе моя подпись стоит. Каждое слово, тем более в официальном ответе, должно быть выверенным, выточенным и по существу, не растекаясь по весям, а точно сформулированным. Ответ должен соответствовать вопросу, который поставил человек, и быть понятным, - говорит Валерий Михайлович.

- Недовольны подготовленным ответом, а дальше что?

- Как что? Переписывать приходится, бывает, что и по два-три раза. Если и это не помогает (а такое бывает), то просто беру и пишу сам, - честно признается Валерий Харахорин.

Кстати, заглянув на официальный сайт Стрежевого, увидели невероятное по меркам многих чиновников, а именно вкладку «Задайте вопрос мэру в социальных сетях». Не поверите, но это факт: мэр ведет прием граждан даже в «Одноклассниках», и в друзьях у него 2 760(!) человек.

- У нас давно подобная практика действует, и все о ней знают. Валерий Михайлович всегда открыт для диалога, - уверяет журналист газеты «Северная Звезда» Стрежевого Татьяна Монастырева.

Кстати, «постучавшись» в друзья к мэру, тоже попала в этот список.

Готовя материал к печати, вспомнилось, что еще Корней Чуковский в книге «Живой, как жизнь» поставил диагноз русской речи – канцелярит.

Напомню, отрывок: «Два года назад в Учпедгизе вышло учебное пособие для школы, где мальчиков и девочек учат писать вот таким языком: «учитывая вышеизложенное», «получив нижеследующее», «указанный период», «означенный спортинвентарь»». Знакомые формулировки, не правда ли?

Русский человек привык: некоторые чиновники говорят что-то свое, на «птичьем» языке, а что именно и о чем, никого не беспокоит. Но, слава богу, есть и другие примеры.

Помните, что сказал глава Нижневартовска Василий Тихонов: «Если мы способны к собственным изменениям, значит, стоим на правильном пути».

А тем, кто отвечает на запросы граждан по долгу службы, озвучиваем просьбу наших читателей.

- Можно ли в начале пространного ответа сразу сказать человеку «да» или «нет», а уже потом пускаться в подробное объяснение? А то бывает, что ответ занимает несколько страниц и пока его дочитаешь, разбираясь в юридических заковырках, забудешь о чем спрашивал, - просит пенсионерка Елена Норыльская.
Надеемся, что это пожелание чиновники услышат.
Название СМИ
ОАО редакция газеты "Местное время"
Копия полосы печатного сми в формате pdf
да и нет.pdf, 0.43 Мб
Изображение - иллюстрация работы
Изображение - иллюстрация работы
Текст работы в формате Word
ответы чиновников.docx, 0.02 Мб
Информация
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 Января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 Января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 Января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 Января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 Декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 Декабря 2020 0
СТАРТОВАЛА АККРЕДИТАЦИЯ СМИ НА УЧАСТИЕ В ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ГУБЕРНАТОРА ЮГРЫ
2 Декабря 2020 0
Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сообщает:
2 Декабря 2020 0
Югорчан приглашают принять участие в формировании медиакластера креативных индустрий
24 Ноября 2020 0
Центр «Открытый регион» запустил новый крауд проект
24 Ноября 2020 0
«Инфомир Югры» объединит масс-медиа региона
11 Ноября 2020 0
Окружной форум «Информационный мир Югры» пройдет с 17 ноября по 10 декабря в режиме онлайн.

11 Ноября 2020 0
Югорские компании приглашают на международный конкурс в сфере коммуникаций
23 Октября 2020 0
Открыт приём заявок на участие.
23 Октября 2020 0
Открыт прием заявок на конкурс профессионального мастерства «Журналист года»
7 Октября 2020 0
Срок проведения Конкурса – с 7 октября по 30 декабря 2020 года, прием документов для участия в Конкурсе – с 7 октября по 15 ноября 2020 года. На Конкурс принимаются работы, размещенные в СМИ в период с 15 ноября 2019 года по 15 ноября 2020 года.
7 Октября 2020 0
За звание «Золотое перо»
13 Ноября 2019 0
Продолжается прием заявок на конкурс «Журналист года Югры».
13 Ноября 2019 0
Форум «Югра молодежная» приглашает к участию журналистов и блогеров
28 Октября 2019 0
IV региональный форум для молодых журналистов «Югра молодежная» состоится 7 – 8 ноября в Ханты-Мансийске.
28 Октября 2019 0