Для Зои Ивановны Хайдуковой школа - не преподавание предметов, а сама жизнь.
«Зоя, может, все-таки в другой институт будешь поступать?» - с робкой надеждой спросил девушку отец. В тот день он привез дочь из небольшой деревни Викулов¬ского района Тюменской области на автобусную станцию, чтобы отправить в областной город на вступительные экзамены. «Нет, папа, я буду учителем», - твердо ответила та.
И сейчас, практически через 35 лет, Зоя Хайдукова до мельчайших подробностей помнит тот разговор. «Мне казалось тогда, что лучше и важнее профессии учителя ничего и быть не может», - говорит педагог лицея № 1.
Студенческие годы на филологическом факультете Тюменского государственного университета пролетели быстро. В 1990 году Зоя Ивановна впервые переступила порог нефтеюганской средней школы № 3. Вместе с другими учителями попала под надежное крыло завуча Лидии Кирилловны Печеновой. Очень помогли ей в становлении Любовь Федоровна Федорова, Маргарита Ивановна Протасова, Василий Михайлович Бахчеван и многие другие учителя.
«Это было яркое, интересное время», - с особой ностальгией говорит педагог. И мне это очень понятно. В то время и я работала в третьей школе учителем, потому мне доводилось встречаться с Зоей Ивановной. Прекрасно помню, что она - скромница, умница и красавица - отличалась особой интеллигентной утонченностью, чем невольно напоминала тургеневскую барышню.
В 1997 году молодого педагога пригласили на работу в лицей. «У меня счастливая педагогическая судьба, и мне очень повезло с наставниками. Жизненные уроки Игоря Иннокентьевича Баннова и Ольги Ивановны Прудаевой запомнились навсегда, - делится Зоя Ивановна. - Не забуду, как первый директор лицея рассказывал о нравственном воспитании детей: когда ребенок приходит в учебное учреждение, учитель должен дать ему огромный мешок доверия. Возможно, в силу каких-то обстоятельств этот «мешок» и «продырявится», но важно, чтобы его содержимого хватило на многие годы. Все выпускники лицея говорили потом на встречах, что чувствовали это доверие, которому, безусловно, нужно было соответствовать».
«Относиться к ребенку бережно, вдумчиво и внимательно» - этому завету первого директора лицея следуют учителя учреждения и много лет спустя. Нравственной составляющей в воспитании каждого ученика здесь отводится особое место. А высокие результаты выпускников на едином государственном экзамене достигаются совместным созидательным трудом единой команды педагогов, которые работают в особой среде.
А еще, по словам Зои Ивановны, для результативности необходимо счастливое совпадение: нацеленность ребенка на хороший результат, желание учителей помочь ему в достижении цели, умение родителей создать условия для занятий.
Конечно, самое важное - желание самого ребенка. Недаром говорят: «Лошадь можно подвести к водопою, а заставить пить ее - невозможно». К счастью, с учениками у Зои Ивановны складываются прекрасные отношения. На протяжении всего ее педагогического стажа (а он насчитывает ни много ни мало 30 лет) ей удавалось и удается зажигать яркие звездочки, которые становятся впоследствии медалистами.
С завидной регулярностью многие ее ученики становятся победителями и призерами олимпиад, получают наивысший балл при сдаче ЕГЭ. Так, в 2015 году Оля Ковалева стала стобалльницей по русскому языку, Анна Степанова - в нынешнем. Оля Ковалева и Настя Фоменко становились победителями регионального этапа олимпиады по русскому языку и участницами всероссийской олимпиады.
Вместе с тем, признается Зоя Ивановна, сегодняшние дети хотят быстрого результата. Бывает, попробуют, а если не получилось - охладевают. А ведь результат возможен только при кропотливом труде, упорстве и системе.
И к единому государственному экзамену у Зои Хайдуковой неоднозначное отношение. С одной стороны, хорошо, что есть объективная экспертиза, независимая от учителя. Для ребенка открываются перспективы, есть возможность подать документы в разные вузы. С другой - подготовка к обязательному экзамену порой превращается в обычное натаскивание.
«Лично я ни одним уроком литературы не пожертвовала», - говорит моя собеседница. Литература не только развивает кругозор, но и учит мыслить, чувствовать, сопереживать, радоваться за других. «Читаем сложные произведения Бунина, Мандельштама, и поражаюсь, что дети, несмотря на юный возраст, способны многое понять. А разбирая детали, раскрывают для себя смысл, удивляются, особенно если сознают, что идет речь о духовном росте человека», - делится учитель.
Литература и учит самому, пожалуй, важному - человечности. Как говорил Антон Чехов: «Главная задача - быть на земле человеком». А это, по словам Зои Ивановны, воспитание любви, доброты, уважения к пожилым людям, патриотизма, гражданской позиции, умения не пройти мимо чужой беды, способности прийти на помощь. Ведь задача литературы - показать человека в его идеальном варианте. «Все-таки у меня замечательные предметы, - говорит Зоя Ивановна и добавляет: - Хотелось бы от оценки отказаться, но понимаю, что это несбыточная мечта».
Воспитать ребят человечными и благодарными у Зои Хайдуковой получается. «Самая лучшая, умная, добрая», «Позитивный, добрый и душевный человек, открывший дорогу к знаниям» - так характеризуют ученики своего педагога.
«Зоя Ивановна повторяет судьбу классических классных дам: свет в ее кабинете № 224 не гаснет до позднего вечера. И дает она своим ученикам то, что порой (по разным причинам) не могут дать им родители», - рассказывает о нашей героине ее бывшая коллега Светлана Мартемьяновна. Не случайно в кабинете Хайдуковой много знаков ответной любви - благодарности: волшебное дерево желаний из бисера - подарок от бабушки ученика, картинка в технике квиллинг, чудный бантик… Есть и самовар, и сервиз не по уставу…
Общая мама для всех учеников, да и для выпускников, которые вместе с родителями не забывают ее спустя многие годы - приходят навестить, посоветоваться, поделиться радостными событиями. И отношения с выпускниками переходят на новый этап: они становятся ее друзьями, советчиками. Пожалуй, они и есть самый точный, неофициальный критерий состоятельности, презентабельности и успешности учителя. Что приводит их, успешных и самостоятельных, снова на встречу с педагогом?
Полностью соглашусь с коллегой Зои Ивановны, сказавшей, что «сердец живую нить» удерживает именно сердце учителя, который живет не по функционалу, а проблемами выпускников, радостями не учебного процесса - человеческого. И для Зои Хайдуковой школа - не преподавание предметов, а сама жизнь. Собственно, именно так и переводится с греческого языка ее имя.
Светлана Чтенцова
Название СМИ
МАУ Редакция газеты "Здравствуйте, нефтеюганцы"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета