Ребёнок стал менее послушным, более замкнутым, и вообще общаться с ним стало как-то тяжелее. Как будто маленький пушистый зайчик вдруг отрастил колючки. Что это? Возможно, у вашего ребёнка наступил подростковый возраст. Иногда родители не знают, как себя вести, когда сталкиваются с изменениями, происходящими в поведении ребёнка. А от родителей в этот период зависит многое. Об этом мы поговорили с педагогом-психологом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи, представителем субъекта системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, входящего в состав Муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Покачи, — Еленой САФИНОЙ
— Елена Викторовна, о подростковом периоде пишут и рассказывают немало. Эта тема фигурирует даже в фильмах и художественных произведениях. Почему этот возраст считается достаточно сложным?
— Каждый из нас в своё время проживал подростковый период и знает, что это совсем не просто. Непросто не только самим детям, но и, конечно же, их родителям. Столкнувшись с таким явлением, как подростковый кризис, не всегда знаешь, как реагировать, из-за чего переживать, а из-за чего не стоит волноваться.
— Как родителям понять, что подростковый период наступил?
— Весь подростковый возраст мы можем разделить на 2 фазы. Первая фаза проходит в 11- 13 лет. Этот возраст ещё называют протестом против «отцов» и отрыва от родителей. Если родители не понимают, что это особенность подросткового возраста и жёстко подавляют детей, то в результате этого, дети начинают ещё больше бунтовать. Первая фаза подросткового возраста проходит в 14-15 лет, начинается период созидания. В это время происходит постепенное уравновешивание эмоционально-волевой сферы, подростки начинают слушать, но в первую очередь слушают соседей, родственников, друзей, потому что очень важно занять определённую социальную ячейку, чтобы их признали взрослыми. Возникает желание приносить пользу людям.
— Какие особенности есть в раннем подростковом возрасте?
— В 11 лет подросток своенравен, упрям, словоохотлив, склонен к бесплодному мудрствованию по любому поводу. Проявляются негативизм и упрямство, эмоциональная неуравновешенность, которая усугубляется тем, что ребёнок не знает причин своего раздражения. Причём у части младших подростков стремление утвердить себя в обществе выражается в желании лишь утвердить своё право быть, как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми. В этом возрасте проявляются негативизм и упрямство, выражено отношение к себе как к личности, и поэтому очень важно, как вы с ним разговариваете. В 12 лет подростки более лабильны, не так напористы, у них в поведении появляется снисходительность. Но они ещё остаются колючими «ёжиками». Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка всё больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Способность к сопереживанию только начинает развиваться. Многие родители наблюдают, что в ребёнке нет сострадания и понимания. На самом деле в 12 лет чувство сопереживания проявляется неоднозначно сложно. Подросток может любить свою кошку, но в то же время быть чёрствым к членам семьи. Особое место занимают отношения со старшими (на 3-5 лет) сёстрами и братьями, у них начинает черпаться определённый опыт.
— Какие изменения происходят в более старшем подростковом возрасте?
— В 13 лет подросток начинает ориентироваться на внутреннюю жизнь и много времени уделяет размышлениям. В это время происходит психологическое отчуждение от родителей, взрослых. Ребёнок становится раздражительным, особенно, если это касается его личности, становится разборчив в выборе друзей и подруг. Очень важно, чтобы у ребёнка был свой идеал, чтобы подросток чем-то занимался, потому что «неуспешность» в какой-то одной деятельности должна быть компенсирована успехом в чём-то другом. Если везде всё плохо, это большая вероятность девиантного поведения. Нравоучения в этом возрасте не дают никакого результата. Многие родители жалуются, например, что дети не хотят убирать в своей комнате — изза этого возникают конфликты. Также в 13 лет появляется робость в отношении со сверстниками, стеснительность. В силу того, что они угловатые и неравномерно растут, пытаются спрятать под одеждой своё тело. В 14 лет подросток приспосабливается к ускоренному росту и в отношениях со сверстниками ведёт себя свободнее и увереннее, становится менее обидчивым. Появляется страстное желание думать, проверять свой интеллект, участвовать в разных олимпиадах, конкурсах, чтобы понять: «могу я или не могу».
— Что важно понимать родителям об особенностях подростков?
— Важно помнить, что подростки очень берегут своё личное пространство, им очень важно закрыться от всех, и чтобы никто не посягал на их шкафчик или вещи, которые лежат. Если родитель или другие люди в семье бесцеремонно постоянно внедряются в его пространство, подросток всегда будет конфликтовать. Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки. У подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Родителям подростка важно понимать, в какой момент подростку нужно оказывать поддержку, когда вывести его на определённый разговор, а не каждый день лезть с нотациями, потому что это начинает надоедать, и ценность такого разговора нивелируется. Родителям надо понимать, какие методы воздействия применять в каждой конкретной ситуации, и своевременно выявлять симптомы неблагополучия. Это целая «академия родительства» — пройти вместе с ребёнком подростковый возраст, чтобы не навредить ему и самому себе не сделать свою психику абсолютно расшатанной.
— Есть ли какие-то советы, которые могут помочь родителям?
— Да, я составила список с рекомендациями, которым с удовольствием поделюсь.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКА ОТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ЕЛЕНЫ САФИНОЙ
• Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечёт за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учёбе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребёнка, плохой учёбе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
• Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребёнка могут привести к развитию равнодушия и у ребёнка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
• Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребёнка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
• Признание и одобрение со стороны родителей.
• Доверие к ребёнку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определённые трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
• Отношение к ребёнку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в то же время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
• Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на само- оценку подростка, подавляет развитие его личности, что в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
• Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
• Тесное сотрудничество с образовательным учреждением. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с куратором.
• Интересуйтесь, с кем общается ваш ребёнок.
И главное - помните, что основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Дата выхода материала
14.04.2020
Название СМИ
Газета "Покачевский вестник"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Субъект Российской Федерации
РФ
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
1000 экземпляров
Изображение - иллюстрация работы