Принять участие

До окончания приёма работ осталось:

  • 00дней
  • 00часов
  • 00минут
Главная/Конкурсные работы/На одно "Счастье" больше!

На одно "Счастье" больше!

Лучший журналист печатных СМИ

На одно «Счастье» больше!

В Югре развиваются НКО

Некоммерческой организацией является и Центр инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье». Проект сургутского предпринимателя Ирины Токаревой был обречен на успех, это то, в чем сегодня нуждаются маленькие югорчане с ограниченными возможностями здоровья. Но всего этого могло бы и не быть...

Ирина Токарева всегда мечтала быть лингвистом - изучать языки, путешествовать по различным странам. Но судьба распорядилась иначе. Ирина рано стало мамой, родила красивую, как с картинки, белокурую девочку и назвала ее Аллой, что в переводе с греческого означает «другая». Осознанно это было сделано или нет, но так совпало, что имя полностью отражало самого ребенка. Малышка родилась с легкой формой ДЦП, которая выражалась в псевдобульбарной дизартрии – это нарушение, связанное с парезами мышц речевого аппарата. Такая патология развивается еще в утробе матери, но вот парадокс - разглядеть это на УЗИ и поставить вовремя диагноз – невозможно! В большинстве случаев, как показывает практика, такое нарушение происходит при первой беременности женщины и когда ребенок рождается естественным путем.

Сначала молодая мама была напугана, она не знала, что делать, думала, что это со временем пройдет. Но однажды она задумалась и мысленно задала себе вопрос: «Буду ли я любить своего ребенка таким, какой он есть?». Ответ поступил незамедлительно. Для нее эта кроха стала настоящим подарком судьбы, более того, Ирина Токарева уверена, что малышка сама выбрала для себя родителей.

- Ничего в жизни просто так не бывает. Лишь избранным Господь посылает такие испытания, потому что знает - это нам под силу. Это и послужило отправной точкой в выборе будущей профессии. Я окончила Московский гуманитарный институт по специальности «учитель-логопед». Захотела быть полезной своему ребенку и обществу, - рассказывает специалист.

Ирина впитывала знания как губка, постоянно стремилась к саморазвитию. Конечно, во время учебы Аллочкой занимались специалисты. Ирина не жалела сил, времени и финансовых средств на здоровье своей любимой дочери. А когда уже сама стала профессионалом - оттачивала полученный опыт и на своем ребенке. Результат налицо — сейчас Алла мастер спорта по плаванию, трудится бухгалтером в самом крупном градообразующем предприятии.

Моя жизнь — моё призвание

Ирина Токарева нашла свое предназначение в жизни, она стала помогать людям, которые, так же как и она в свое время, столкнулись с такими проблемами. Сначала женщина устроилась в обычный детский сад, а спустя пять лет открыла свой логопедический кабинет. Зарекомендовала себя с лучшей стороны, молва о чудо-специалисте разлетелась буквально по всему Сургуту. И с годами бизнес только процветал, и все благодаря людям, которые в нее поверили и доверили ей своих детей.

- Со временем я набрала себе команду единомышленников, и мы заявились на стартап. Нам тогда дали микрозайм, который мы потратили на хорошее оборудование и в 2014 году, наконец, открыли целый Центр педагогической коррекции «Лого-Ритм» для детей с полутора до 18 лет, - рассказывает социальный предприниматель.

В центре «Лого-Ритм» квалифицированные специалисты помогают детям запустить речь. По-научному такое нарушение называется алалией - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Чаще всего причина алалии - в повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга при родах или вследствие травмы, перенесенной ребенком в доречевой период жизни. Хуже, когда алалия двойная, то есть ребенок не говорит, потому что не знает и не понимает, как это делать, плохо обрабатывает информацию. Также в «Лого-Ритме» помогают детям с расстройством аутистического спектра, которое, бывает, сочетает в себе сенсомоторную алалию с дизартрией, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В общем, специалисты центра работают с целым букетом заболеваний, используя при этом уникальные методики: Томатиса, Fast for Word (компьютерная коррекционная речевая программа), ABA, нейроинновационные методы, различные реабилитационные программы, методы игрового взаимодействия и многое другое.

- Мы работаем даже с самыми сложными ребятишками, у которых такие заболевания, как синдром Дауна, синдромы Ретта, Мартина-Белла, Аспергера и даже эпилепсия. Этим детям, как никому другому, нужна социализация. Был случай, к нам привели 13-летнего подростка, а по факту он был на уровне трехлетнего ребенка. Другому мальчику врачи вообще поставили неутешительный диагноз – умственная отсталость, и перспективы были не самые радужные, а сейчас он идет в школу, парень умный и талантливый. У каждого ребенка период реабилитации индивидуален, например, с задержкой речи это длится от полугода до трех лет. Детей с задержкой психического развития мы сопровождаем до окончания школы. А у людей с расстройством аутистического спектра, к сожалению, сроков реабилитации нет, их нужно сопровождать на протяжении всей жизни, - говорит логопед И.Н. Токарева. - За три года работы нашего центра мы приблизили к норме не одну сотню детей, отчасти их можно считать уже здоровыми. Они ходят в обычные общеобразовательные школы и практически не отличаются от своих сверстников. Для нас это большая победа.

- Ирина Николаевна, на какие признаки, симптомы родителям нужно обратить внимание, чтобы вовремя забить тревогу?

Конечно, дети все разные, и у каждого свой темп развития, кто-то рано, например, начинает говорить, а кто-то позже, а может, это уже признаки неврологии. Поэтому не будет лишним проконсультироваться со специалистом, сделать электроэнцефалограмму головного мозга, с ее помощью можно четко определить, формируется мозг в соответствии с возрастом или нет. И ни в коем случае не торопитесь пичкать своего ребенка ненужными препаратами, которые могут еще больше усугубить ситуацию. Может, причин для паники вовсе не существует. Поэтому с полутора лет начинайте наблюдать за ребенком, в этом возрасте он должен как минимум «агукать», говорить элементарное - мама, папа, произносить звуки, понимать, реагировать на окружающих. Обратите внимание на то, слышит ваш малыш или нет, не нарушена ли обработка слуховой информации. Гиперактивные или, наоборот, слишком тихие, спокойные дети — тоже повод задуматься, у них также бывает задержка психического развития. Проблемы с памятью, отсутствие способностей считать, писать, читать — все это тоже требует внимания. Главное - не проглядеть эти моменты и вовремя среагировать.

Я бы не рекомендовала детям до 14 лет смотреть телевизор и использовать гаджеты, или хотя бы ограничить их использование, например, 15 минут в день будет вполне достаточно. Ребенок не различает, где реальность, где виртуальность, у него нет фильтра, а это очень опасно. Поэтому мой вам первый совет - проводите больше времени со своими детьми, они нуждаются в вашем внимании. Организуйте совместный досуг, общайтесь, развлекайтесь, придумайте совместное хобби. Во-вторых, никогда не сравнивайте своих детей с другими, мы от природы все разные, каждый из нас личность. Нужно принимать и любить их такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами. Поверьте, волшебной пилюли не существует, это колоссальный труд, работа, которую должны проделать ребенок и родители — вместе, плечом к плечу, каждый день преодолевая трудности. Обязательно верить в успех своих детей и не опускать руки, несмотря ни на что.

Счастливы вместе

Потребность в подобных центрах в Югре очень большая, в них особенно нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья, которых в округе немало. Именно поэтому социальный предприниматель Ирина Токарева не стала останавливаться на достигнутом, начала развиваться дальше - обучилась в окружной Школе социального предпринимательства и разработала проект, который вскоре воплотила в жизнь. Так четыре месяца назад в Сургуте появилась некоммерческая организация - Центр инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье». Сейчас он базируется в «Лого-Ритме», пока в выделенном помещении идет ремонт, но к новому учебному году директор центра Ирина Токарева обещает его открыть и получить на него лицензию.

- С помощью Фонда поддержки предпринимательства в лице бывшего директора Ольги Сидоровой (сейчас она - член Общественной палаты ХМАО-Югры), которая потом стала моим ангелом-хранителем и большим помощником, нам выделили в аренду помещение площадью 200 квадратных метров. Там мы планируем открыть четыре группы, в каждой из которых будет по семь детей в возрасте от 8 до 16 лет, плюс оборудуем спортзал, медкабинет, логопункт, гончарную студию, кухню, где дети будут учиться готовить пищу и приобретать навыки самообслуживания. В нашем центре мы учим детей дружить, общаться со сверстниками, приучаем их к социуму и самостоятельной жизни. А добрые люди нам в этом помогают. Например, Нотариальная палата Югры подарила деткам нашего центра развивающие игры, канцелярские принадлежности, материалы для творчества. А волонтеры из медицинского колледжа приходят и играют с ребятами в больницу, учат их не бояться врачей, и вы знаете, это работает, - рассказывает Ирина Токарева.

Подготовить ребенка к реальной жизни, приучить его к труду и заботе о близких – вот главная задача центра «Счастье». За четыре месяца работы Центра инклюзивного образования и социальной адаптации у воспитанников уже наблюдается прогресс - многие избавились от страхов и комплексов, научились дружить, работать в команде, стали более самостоятельными, общительными, они стараются и работают над собой каждый день.

- Мы сейчас ведем группу кратковременного пребывания в рамках социальной адаптации для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Их у нас десять человек. Здесь мы учим детей ходить в магазин, делать самостоятельно покупки, выводим их потихонечку в общественные места – библиотеки, кинотеатры, зоопарки, конечно, в сопровождении личных педагогов - тьюторов. Это уже для нас большой прорыв.

Планы у социального предпринимателя такие же грандиозные, как и ее проекты. В ближайшем будущем Ирина Токарева собирается открыть на базе центра «Счастье» детский сад для дошкольников и школьников с аутистическими расстройствами, создать общеобразовательную школу по принципу свободного выбора обучения. Вот, к примеру, любит ребенок танцы больше, чем геометрию и другие точные науки, – и в этой школе у него будет возможность заниматься тем, что ему больше по душе. По словам Ирины Токаревой, такой подход позволит ребенку быстрее определиться с будущей профессией. Кстати, в России уже есть такие школы, правда, о них предпочитают не говорить, дабы не навредить проверенной временем системе образования. А еще Ирина Николаевна намерена осуществить свою давнюю мечту — выучить много языков и отправиться в большое путешествие по заморским странам.

Эльвира ГАЛИХАНОВА

Цитата:

Ирина ТОКАРЕВА, социальный предприниматель:

- Я считаю, что работать нужно на совесть. Нужно не просто приходить на работу и за пустое времяпровождение получать денежку, а реально отрабатывать ее. Вот, например, бывает, приду в магазин, куплю булочку, а ее есть невозможно… Это значит, что пекарь пришла на работу, абы как слепила нечто из того, что было, получила свою зарплату, а булочка тем временем валяется в мусорном ведре. Так и в любой другой сфере. Каждый должен делать свою работу качественно и добросовестно, с полной отдачей и на благо людей.

Центр Счастье_Мк.doc, 0.03 Мб 25_MKUGRA_black_19.pdf, 0.24 Мб