Скромный часовой Родины
О провокациях, браконьерстве и вековых традициях
Судьба еще одного участника краеведческого проекта «Солдат Отечества» не менее интересна и сложна, чем у Вячеслава Гончарова, о котором «СТ» писала ранее.
- Не буду лукавить, скажу честно – не мечтал я служить в пограничных войсках. Мечтал стать военным летчиком, но не сложилось, – признается начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Сургута и Сургутского района, ветеран пограничных войск Василий Кононович.
Ближе к небу
Тихий украинский городок Коростень – малая родина ветерана погранвойск. За окраиной города, через поле, – военный аэродром, где располагалась отдельная авиационная эскадрилья.
- Поначалу там базировались военные истребители, позже эскадрилью перебросили куда-то, аэродром долго пустовал, а примерно в 1973 году там расположили военно-транспортную авиацию. В детстве нас было не отогнать от аэродрома, мы старались как можно ближе подобраться, всем интересовались, с завистью смотрели на военных летчиков, мечтали стать такими же, как они, – вспоминает Кононович.
Первая попытка поступить в Сызранское военное летное училище в 1983 году провалилась: не прошел отбор по состоянию здоровья – требования к тем, кто стремился стать военным летчиком, были чересчур жесткими. Но Кононович не сдавался. На следующий год подал документы в Кировское авиационно-техническое училище. Это учебное заведение в тот год вело первый набор курсантов. И вот победа: юноша – курсант! Пусть это не совсем то, о чем он мечтал, но небо для него все равно стало ближе. Через год в училище приехали представители комитета госбезопасности. Из всего курса, а это 450 человек, комитетчики отобрали 187 кандидатов для прохождения дальнейшей службы в погранвойсках.
- Дело в том, что в 1985 году Министерство обороны и главнокомандующий ВВС подписали указ о наборе курсантов Кировского авиационно-технического училища для формирования летного и наземного составов для погранвойск. Причем в погранвойсках мы имели возможность летать. Естественно, мы ринулись писать заявления, чтобы попасть в этот набор. Но комиссию прошли только 47 курсантов, с нашего курса отобрали всего четырех человек, в том числе и меня.
Кстати, курсанты училища, прошедшие спецотбор, сами выбирали место службы. Кононович, не задумываясь, назвал на собеседовании Дальний Восток. Ему уже виделся бескрайний Тихий океан, Владивосток, бухта Золотой рог, Камчатка с ее бесчисленными гейзерами и вулканами… А получил новоиспеченный лейтенант назначение в Краснознаменный Дальневосточный пограничный округ, в Хабаровск.
Первая командировка
Разочарование было велико, но приказ есть приказ. Василий Кононович прибыл в часть одним из последних выпускников. Командир устало сказал молодому лейтенанту: «Ты у меня сегодня восьмой и, надеюсь, последний».
- Женат? – задал командир первый вопрос.
- Женат.
- Лучше бы тебя отправили куда подальше. Квартир у нас нет, есть только общежитие для пограничников. Но жить будете так: мальчики отдельно, девочки – отдельно.
Только тогда Кононович понял, что такое погранвойска, что такое дисциплина, что такое порядок. Назначили вчерашнего курсанта на должность старшего бортового техника-стрелка вертолета МИ-8. Эти машины тогда только начинали поступать на вооружение в Советскую Армию. Для погранвойск был выпущен вертолет МИ-8ТВ.
- Вертолет обвешали броней, навешали воздушные держатели на шесть блоков для неуправляемых ракет. В итоге машина при плюс 25 градусах не могла себя оторвать от земли даже без загрузки. Нам пришлось быстро переучиваться, чтобы обслуживать эти вертолеты и летать на них, – вспоминает Василий Кононович.
Не забыть ему и первую командировку в соседнюю область – отправили в Благовещенск на один день. Уже на полосе командир части остановил молодого вертолетчика:
- Ты в курсе, что полетишь через горы?
- В курсе. За сутки управимся – четыре часа туда и четыре обратно с дозаправкой.
- Запомни сынок, это горы. Отправляешься на день - собирайся на два. Летишь на два дня – собирайся на неделю.
Так и вышло. Перелетев через горный перевал, доставили груз на место, но вылетели обратно только через неделю. Перевал был закрыт из-за непогоды в горах.
Особенность Дальневосточного пограничного округа, куда прибыл Кононович, в том, что он имеет самую протяженную государственную границу. Огромные просторы и малочисленное население в приграничных районах осложняли и без того непростую обстановку. В те годы отношения СССР с Китаем были весьма напряженными, китайцы никогда не скрывали, что считают Дальний Восток своим. А потому на границе в прошлом были постоянные провокации с их стороны.
- Самое безобидное нарушение – это браконьерство. Однажды зимой во время облета обнаружили сети, вызвали по рации пограничный наряд. Когда сели на лед, я увидел следы от велосипедных шин. Мороз минус 25 градусов, снег. Что за диво? Поднимаю голову – едет человек в брезентовом плаще с капюшоном. Когда он подъехал к нам, я остолбенел: китаец был в тонких парусиновых брюках, в летней рубашке на голое тело и в советских полукедах, - вспоминает Василий Кононович.
Врезка:
«Тем, кто выбирает сегодня воинскую службу, скажу: не роняйте чести и достоинства российского воина и берегите то богатое наследство, которое нам досталось от наших дедов и прадедов»
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета