Первая книга писателя Еремея Айпина «В ожидании первого снега» стала первой и для меня в знакомстве с его творчеством. Она оказалась для меня открытием необычным, талантливым и очень актуальным нашему времени.
Главный герой - Миккуль Сигильетов - ханты, охотник, молодой человек, вдруг оставляет дело своих предков и уходит работать на буровую. Старики-охотники не понимают, что случилось. Они идут к самому мудрому в селении старцу, но он, на удивление, не против этого. И все же никто не может понять, как же так? Как сын тайги будет дырявить землю?
А сын тайги тем временем приезжает на буровую. Он осматривает там все с интересом, и ему хочется все увидеть своими глазами после долгих рассказов, которые он слышал. Интересно будет сказать, что и сам автор повести - Еремей Айпин когда-то работал на буровой установке. Во время обучения в институте, на летних каникулах он устроился в разведочную экспедицию и там участвовал в бурении. Ему так же, как и главному герою его произведения Миккулю, все вокруг было интересно. «Я знаю в лесу всех зверей и птиц, а вот нефти ни разу не видел! Всякому охотнику интересно узнать, какой такой зверь есть - нефть!» - говорит Миккуль.
Герой повести знакомится с обитателями буровой – они для него люди новые, пока неизведанные и непонятные. Возможно, поэтому сначала он ведет себя с осторожностью, не спешит открываться. Сама буровая произвела на героя впечатление давящее. Там стоял постоянный, несмолкаемый шум дизелей, к которому после тишины лесных просторов не так просто привыкнуть. У буровой был «не таёжный дух, стоял запах жженой резины и перекаленного железа».
В первые ночи парень не мог заснуть. Сон убегал от него, а внутри появлялись переживания, не зря ли он оставил дело своих предков. Его посещали сомнения, стоило ли бросать дедовский промысел, охоту, уходить из тайги. Он боялся, что буровая убьёт в нем охотника. И тогда он решил: «Надо научиться железному делу, чтобы остаться хозяином этой земли». Миккуль - сильная личность, и в этом убеждаешься на протяжении всей повести. Об этом говорят его мысли и поступки.
Буровики стали учить парня буровому делу. Его поставили верховым. Объяснили основы и то, что здесь силой не возьмешь, к буровой установке надо найти свой подход. Первое время Миккулю очень тяжело. Работа с железом отбирает у него все силы. Восстанавливать их он уходит в бор. Здесь на ум приходит игра слов «бур-бор». Бур своей тяжестью и металлическим напором отбирал у героя силы, а бор своей свежестью и покоем возвращал.
Со временем молодой человек приноровился, и у него все стало получаться. Ребята, с которыми он трудился, оказались неплохими людьми, каждый со своим характером и историей. Но практически с первых дней пребывания героя на буровой можно проследить разницу между его мироощущением и мироощущением рабочих, которые на северную землю приехали из разных концов страны. Это люди современного мира со своим менталитетом, таким отличным от менталитета коренных жителей Севера.
Сначала это выражается в мелочах. Например, когда Миккуль знакомится с поваром из теплой Одессы Жорой, тот спрашивает у парня, как можно достать шапку из ондатры или выдры. Миккуль говорит: «Ты же домой хочешь ехать, зачем тебе шапка?». На что Жора отвечает: «Хорошая вещь везде ценится!». Возможно, большинство не обратит на это внимания, потому что наше общество привыкло к потреблению. Коренные же народы живут по совсем другим принципам. Просто так «чтобы было» от природы они ничего брать не будут. Берут они только необходимое для того, чтобы жить. И это первое, чему нам, людям современного мира, нужно поучиться у детей тайги – коренных народов Севера.
В книге потрясением для героя становится тот момент, когда он видит завал из деревьев, которые были срублены для постройки буровой. Среди них большая сосна, которой больше двухсот лет.
- Зачем убили старика? – вопрошал пораженный таким варварством Миккуль, обращаясь к мастеру Кузьмичу.
Он не понимает, зачем была вырублена такая неоправданно большая площадка, ведь для установки буровой нужно гораздо меньше места. Мастер объясняет, что это необходимо по инструкции, что если случится пожар, а деревья будут близко, то лес загорится. И все вроде бы правильно, но огорчение Миккуля от этого не становится меньше. Он называет это убийством, а когда мастер пытается возразить, что деревья не убили, а вырубили, парень говорит: «Нет, убили! Рубят, когда человеку надо дом строить. А тут убили и выбросили». И здесь мы снова видим философию бережного и рационального отношения к природе – брать только то, что надо, но не больше.
Из книги мы узнаем, что по древним хантыйским преданиям, чем больше человек уничтожает живые «деревья-травы», тем короче становится его жизнь. Поэтому ханты с самого раннего возраста внушают детям, что надо беречь деревья и травы, нельзя их напрасно убивать. Эту мысль автор Еремей Айпин передает нам через Миккуля.
Миккуль – очень интересный персонаж, он чувствует природу по-особенному. Он знает, что у всего живого есть язык: у ветра, дождя, тайги. Парень уверен, что они всегда предупреждают об опасности и человек может их понимать. А вот шум вышки ему кажется «немым», ничего не говорящим. Молодой охотник также считает, что тайгу надо чувствовать, как своё тело.
Своего рода трагедией для героя в повести становится убийство домашних оленей. Один из бригады, Костик, мечтал заполучить лосиные рога. И в лесу, по незнанию, принял стадо оленей за лосей, а когда они побежали, как он подумал, «на него», стал стрелять, пока у него не кончились патроны. Он убил троих и с огромной гордостью побежал на буровую, стал звать всех посмотреть на добычу, позвал и Миккуля. Сына тайги просто прошибло то зрелище, которое он увидел. Убитые «лоси» оказались двумя самками оленя и детенышем. Миккуль не понимал, как можно было перепутать лосей с домашними оленями, он был очень травмирован этим событием и впоследствии даже винил себя в том, что он, находясь на буровой, не досмотрел, не сумел донести этим ребятам, как нужно обращаться с тайгой и ее обитателями.
Также по ходу повести мы узнаем, что, оказывается, собаки в лесу могут принести вред. В летнее время, когда у животных и птиц появляются выводки, они легко могут убить неокрепшую добычу. Именно поэтому у народа ханты собаки летом сидят на цепи – чтобы не навредить маленьким, недавно родившимся обитателям леса. В повести Миккуль поднимает этот вопрос и добивается того, что всех бесхозных собак постепенно доставляют с буровой на базу.
В завершение вернемся к «убитому старику» - большой сосне, срубленной буровиками. Когда в начале повести Миккуль слышал стон убитого дерева, он жалел его и говорил, обращаясь к нему: «Старик, ты долго жил на этом свете… Ты был нужен жизни. Ты хвоей своей глухарей угощал, твои шишки белок растили. Гнездо на твоей вершине не один выводок орлов грело, на ветвях твоих не одна стая птиц отдыхала. После тебя твои дети и внуки остались, но они в печке уже не умрут, вместо них газ будет гореть, что ищут люди буровой… Ты оставил на земле много добра, ты не напрасно жил, не напрасно».
И эти слова приводят к мысли: а не должны ли мы так же быть полезны природе? Не только брать от нее, но и давать ей что-то, взаимодействовать с ней. Когда мы станем думать о последствиях любых поступков: начиная от сломанной напрасно веточки и заканчивая вредом огромных масштабов: для экологии, для других людей, для животных?
Дерево, которое стоит на месте, приносит пользу всему окружающему. А мы, существа, обладающие развитым сознанием, разумом, большими возможностями, что же тогда можем мы? На какое огромное созидание и пользу мы способны?
И кто мы все-таки? Высшее звено эволюции или же звено одной большой цепи, взаимосвязанное с другими звеньями, должное быть их крепкой поддержкой? Если этой поддержки не будет, рано или поздно цепь разорвется. А что есть ее отдельная часть без других звеньев? Одинокий кружок, подозрительно похожий на ноль.
Название СМИ
МАУ "Редакция газеты "Покачевский Вестник""
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета