В Лемпино – самом древнем, по данным ревизских сказок 1782 года, поселении на территории муниципалитета – прошел праздник, посвященный Международному дню коренных народов мира.
Традиционно встреча представителей хантыйских родов, гостей проходит на этнокультурной образовательной площадке школы, расположенной на месте юрт Лемпиных.
Дым костерка, аромат лесных ягод и копченой рыбы, наваристой ухи и пирогов со всевозможной начинкой ветерком разносился по округе. На площадке оживленно и шумно: старожилы села, детвора, работники культуры, педагоги, гости тепло приветствуют друг друга, хлопочут у глиняной уличной печи...
Праздник под названием «Народы Севера: уникальность быта и традиций» начался с поздравлений, адресованных представителям коренных народов главой Нефтеюганского района Галиной Лапковской и депутатом окружной Думы, членом фракции партии «Единая Россия» Владимиром Семеновым.
Руководитель муниципалитета отметила: «В Нефтеюганском районе с незапамятных времен проживают народности, сумевшие в течение многих веков сберечь свою культуру и язык, великое духовное богатство. Этот праздник – прекрасный повод познакомиться с древними традициями коренных народов Севера, глубже оценить богатство национального искусства ханты и манси».
Окружной парламентарий Владимир Семенов подчеркнул особый вклад старейших представителей народов ханты и манси в сохранение этнической самобытности малых этносов: «Наш округ невозможно представить без уникальной культуры, традиционных промыслов, языка, фольклора ханты и манси. Мудрость коренных народов учит нас простым, но важным вещам – трепетному отношению к природе, почитанию предков, уважению к человеку, душевному равновесию. Убежден, что особая роль в сбережении богатейшего наследия малых этносов, передачи из поколения в поколение ценностей и традиций принадлежит самим носителям этого культурного кода».
Старожилам села Клавдии Тихоновне Рябовой и Глафире Кононовне Лебедевой окружной парламентарий вручил благодарственные письма и памятные подарки.
В праздничной обстановке чествовали жителей села – юбиляров и именинников, многие из них – прямые потомки коренных лемпинцев или их родственники.
Для детворы на этноплощадке были организованы различные развлечения с национальным колоритом: викторины по «Красной Книге Югры», истории Нефтеюганского района, мастер-класс по изготовлению хантыйских оберегов, национальные игры и состязания, которым мальчишки и девчонки предались всецело, не обращая внимания на угощения. А вот старшие участники праздника по достоинству оценили хантыйскую уху из нескольких видов рыбы – непременное блюдо на праздничном столе, пышные пироги, сочные котлеты из рыбного фарша, домашний хлеб и еще многие блюда национальной, русской и интернациональной кухни, которые с большим старанием и душой приготовили лемпинцы. Но все-таки главным в этот день было общение: новости, воспоминания, размышления.
– У хозяина юрт во владениях обычно бывало до 30 различных построек, у нас пока лишь изба, печь, стол и навес, вешала для сетей, кораль (загон) для скота. В ближайшем времени планируем построить священный лабаз, в котором должны находиться атрибуты, необходимые для обрядов, – рассказала руководитель школьного краеведческого музея, коренная лемпинка, потомок ханты Елена Кротова.
В планах у нее – уточнить дату образования юрт Лемпиных. Елена Максимовна предполагает, что поселение существовало раньше, чем было упомянуто в екатерининских ревизских сказках, и надеется, что эту информацию сможет найти в «Чертежной книге Сибири, составленной сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году». Если предположения подтвердятся, Лемпино может «повзрослеть» едва ли не на 100 лет! Еще одна идея – найти однофамильцев и возможных родственников лемпинских Лемпиных.
– В 1942 г. в селе жил Михаил Лемпин, ему тогда было 68 лет. Его единственный сын ушел на войну и не вернулся, но, возможно, в Югре проживают потомки родственников нашего Михаила Лемпина, – говорит Елена Максимовна.
Разговор часто возвращался к теме родоначальника села, традициям и нормам жизни. Об этом напомнила Клавдия Тихоновна Рябова, которую односельчане и гости слушали, затаив дыхание.
– Был такой случай, давно. Один мужчина долго ходил по лесу, набрел на избушку – священный лабаз деда Михаила Лемпина, в котором хранились ткани, шкуры – подношения духам. А тот мужчина забрался в лабаз, взял ткань и сделал портянки. После этого несколько дней ходил кругами, не мог выбраться из леса, пока не догадался вернуть взятое на место! – говорит Клавдия Тихоновна. – Раньше у нас, хантов, пока ягода не созрела, в лес никто не ходил. На рыбалке было правило: повезло – делись, как у многих народов заведено было! В согласии с природой, совестью надо жить!
– В таких рассказах огромная ценность, – считает Елена Кротова. В неформальном общении у людей в памяти будто вскрываются целые пласты воспоминаний. – Многое уже забыто, утеряно, а в первую очередь – язык. Хорошо, что правительство округа, мировая общественность обращают внимание на проблемы малых народов, есть возможность сохранять, восстанавливать культуру, традиции. И мне важно, чтобы об истории нашего народа знали дети. Радует, что приезжающие в Лемпино заходят в «Этнокраеведческий музей» и внимательно рассматривают экспонаты, расспрашивают, оставляют теплые отзывы.
Государственная помощь, забота о коренных малочисленных народах мира, внимание общества необходимы во имя сохранения культурного, языкового разнообразия. Это справедливая забота о тех, кто за тысячелетия сохранил свою культуру, традиции, образ жизни, подтвердив тем самым верность и любовь к родной земле.
Название СМИ
БУНР Редакция газеты "Югорское обозрение"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета