Дневник этнографа. Реинкарнация в культуре обских угров

Дневник этнографа. Реинкарнация в культуре обских угров
"Этнокультурное наследие"
Автор: Мерова Любовь Сергеевна
Аннотация к файлам
Дата выхода материала
26.08.2022
Название СМИ
ФФГУП ВГТРК ГТРК "Югория"
Название сми, в котором транслировалась конкурсная работа
ГТРК "Югория", Радио "Югория"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Джингл Дневник этнографа
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами Любовь Мерова и сегодня в программе мы поговорим на очень интересную, я бы даже сказала таинственную тему – реинкарнации. Какое представление имеет древнейшая идея о перевоплощении человеческих душ в традиционной культуре обских угров. Приветствую в гостях нашей студии этнографа, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок – Татьяну Волдину. Здравствуйте!
Т. Волдина: Здравствуйте
ВЕД: Татьяна Владимировна, что означает понятие «реинкарнация»?
Т. Волдина: Реинкарнация – это достаточно простое определение, это перевоплощение душ или переселение души из одного тела в другое. Кроме того, есть еще ряд других научных терминов. Они мало известны. Палингенесия, трансмиграция, еще там ряд других, но они очень близки по своему характеру и все они означают, примерно, одно и тоже
ВЕД: Откуда берет свое начало эти представления о реинкарнации в традиционной культуре?
Т. Волдина: Это очень древняя идея реинкарнации. И судя по разным источникам, это вообще идея она возникла не одномоментно где-то, в каком-то уголке земного шара. Она была характера для всех почти, зафиксирована во всех частях света. До сих пор многие народы сохраняют это представление. Скажем так, называемые шаманские культуры, традиционные культуры. Но это вот пласт более древний, наиболее архаичный там это часть обыденности, повседневной реальности. Что касается более поздник напластований, то идея реинкарнации она и для мировых религий характерна. Я говорю не только о буддизме, но и ранние христиане признавали эту идею. И европейские культуры до определённого периода времени, там те же кельты и другие, все это было. Сейчас, конечно, происходит пересмотр, трансформация, сейчас эта идея живет. Сейчас очень популярна в современной культуре человеческой, потому что по мимо крупных исследований, есть еще и практиков много. Те, кто в этой области. Если взять психологию, то метод регрессии он сейчас очень популярен, набирает очень много сторонников. В западноевропейской культуре в более ранний период началось изучение. И в нашей стране сейчас очень много специалистов в этой области тоже есть
ВЕД: Как вас заинтересовала эта тема? Как вы пришли к ее изучению?
Т. Волдина: Очень-очень для меня важный вопрос, потому что очень близкий. Я благодарю за него. Потому что эта тематика меня фактически занимает с раннего детства. Так получилось, что я хоть и выросла в городе, но тем не менее связь с родной культурой, она в нашей семье поддерживалась. И в детские годы я приезжала на родину своего отца. Был такой сказитель, очень прекрасный, Петр Степанович Аликов. И он исполнял для меня песню той вместо которой я воплотилась. Это его родная сестра была. Они из рода Юра Егум-ех. И в этой песне пелось, что она была очень большая мастерица, распевались ее качества, биографические данные. И уже получается с маленького возраста я получила информацию, что я вместо кого-то родилась. Ну а потом, чем дальше, тем больше интерес возникал. И я узнавала о том, что вместо кого родились, воплотились мои родственники, близкие. Это очень занимало, я как губка впитывала информацию. Мне было очень интересно и с годами это не растратилось. Вот этот увлечение, интерес. Даже занимаясь другими научными темами, я попутно для себя эту информацию фиксировала. И в конце определённого периода, когда закончились темы, связанные с изучением фольклора, еще другие, я приступила вплотную к этой теме. И кроме того, это связано еще с тем, что методы, методология, которая у нас до этого была, произошла смена парадигмы. Когда вот эта марксистко-ленинская, материалистическая методология она ушла уже на второй план.  И я стала понимать, что мы можем изучать и эти темы, которые раньше в общем, то не изучались. Ну так скажем, поверхностно, более глубоко. В этом отношении еще мне помогло, то, что я участвовала в симпозиумах по традиционным верованиям и практикам, центра по изучению шаманизма в институте антропологии РАН и познакомилась с одним из крупных ученых. Которая сейчас является моим научным консультантом. Валентиной Ивановной Харитиновой. И тогда у меня действительно появились крылья для изучения этой темы.  Потому что, здесь и медицинская антропология, которая сейчас тоже у нас входит, занимает свои позиции в наших научных исследованиях. Тоже новое направление абсолютно. И есть возможность эти темы исследовать
перебивка
ВЕД: Реинкарнирующая душа у обских угров, как она представляется? В какой ипостаси, форме?
Т. Волдина: Это связано с архетипическими образами многими, потому что информация древняя она передавалась через фольклор и символы. Представления о душе, они с первого взгляда могут показаться такими сложными, очень много напластований, очень много представлений с ней связно. Но изучив уже собранную информацию, можно увидеть, есть две души, у ханты и манси. Это душа-тень, ее называют еще большая душа, она связана с чувствами, эмоциями. И связана с проявлением, такими как жажда, еще чего-то. Да, вот такие, с инстинктами может быть даже. И есть душа сознание, душа-лиль ее называют. Душа дыхания, потому что считается, что именно с дыханием она связана. И ее называют еще  маленькая душа и она живет в голове.
ВЕД: Мне кажется, это очень похоже на чакры, распределение по чакрам.
Т. Волдина: Наверное какую то связь вот с этими энергетическими центрами можно увидеть. Но здесь самое то главное, что сознание человеческое и душа реинкарнирующая это одно и тоже. По описаниями, которые у нас уже накоплены этнографами. Начиная там с середины 19 века. Даже раньше, первые описания. Там, кто у нас, конец 18 века, фиксировалась информация. Уже там мы можем встретить деление на две части. И получается что, душа-тень, это так я ее называла, это душа виталическая. Потому что связана с жизнедеятельностью челвека. И она более материальна, она не вечная, она распадается потом через какое то время. После ухода с земного плана, физического. А что касается души-дыхания, она как раз реинкарнирует, живет как говорится. И по поводу символов, раз я уже начала немного говорить. Ну это связано с образами. Представляется крылатым существом. Вот дыхание, верхний мир, крылатое существо, птица. У нас обычно, образ птицы – древо жизни. Оно во всех мировых культурах вообще встречается. После ухода с физического плана душа возвращается к первоистокам и в образе птицы представляется, хотя еще есть много других архетипов. Тоже близких по значению, но это тот очень понятный символ, который вот связан с реинкарнацией. Другие символы, змея, кусающая за хвост, оно немного о другом. А вот древо жизни очень хорошо сюда вписывается.
ВЕД: Древо – это еще как раз, символ семьи, связано ли древо с семьей и реинкарнацией?
Т. Волдина: По представлению обских угров как раз реинкарнация, которую они знают, она происходит в своем роду. По линии рода, и мужской и женский род. Иногда может реинкарнировать и в другом народе. То есть об этом люди тоже говорят, рассказывают. И получается, что древо жизни — это древо рода, духи предки в образе птиц, они же и вселяются. Взаимосвязь.
Муз отбивка
ВЕДУЩИЙ: Напоминаю, сегодня в программе мы рассказываем о том, какое представление имеет древнейшая идея о перевоплощении человеческих душ, реинкарнация, в традиционной культуре обских угров. В гостях нашей студии кандидат исторических наук, этнограф Татьяна Волдина.
музыкальная перебивка
ВЕД: Основной сбор информации у вас, в ваших исследованиях – это как раз общение, через информантов, какие-то истории, факты, связанные с прошлой жизнью.
Т. Волдина: Среди источников для изучения, у меня тут их несколько. Это и фольклорные данные, получается. И данные информантов, эти истории. И исследования предшественников, где затрагивали вопросы души. Кроме того, я пытаюсь сейчас еще сравнивать и удивилась, что исследования, которые по индейцам Америки. У них давно эти исследования по реинкарнации идут. Очень похоже, что и у нас. То есть, насколько древние связи могли быть, и контакты. Вот все это наши этносы сохраняют до сих пор. Сейчас, конечно, трансформируется это все, потому что современное поколение оно не только знания от рода получает, даже их мало этих изданий. Но и интегрировано в общую культуру человеческую. Читает, сопоставляет. В традиционной культуре там есть определенные правила реинкарнации, то есть по каким-то определенным принципам. Я эти принципы для себя выделила. 12 принципов. Как у обских угров, какие взгляды существуют, вот естественно. Это как бы основа моего исследования, то есть, то, что, если допустим в современных течениях, мы знаем, что душа может реинкарнировать как в мужских, так и женских телах. То у обских угров по роду женщина возрождается в девочке. Только у восточных хантов есть такое, что иногда что-то происходит такое, что душа выбирает другое направление. Есть еще другой момент, когда душа очень развитая достигала уровня духа-покровителя и она уже помогала своему роду на другом уровне, не возрождаясь. Много всего, таких моментов, которые как раз составляют своеобразие обско-угорских культур.
ВЕД: В университете, когда я обучалась, у нас был предмет философия. И мы соответственно тоже изучали такие процессы, духовные  и среди них как раз было изучение мировой религии, как буддизм, где реинкарнация чаще всего упоминается. И поэтому реинкарнация для многих, для большинства людей она только с буддизмом может отождествляться.
Т. Волдина: Согласна. Есть пласт древних архаических представлений, то, что, сохраняется в мифологии культур разных. Это один пласт. То, что касается мировых религий, допустим буддизм, индуизм. Да, разработана очень хорошо, очень такой развитый вариант представлений реинкарнации. Который как раз и вошел, да, как элемент, скажем, общечеловеческой культуры. Интересуется очень много людей, занимаются йогой, знакомятся с этими представлениями. Но и есть еще один вариант — это психологи-практики. Есть мнения о том, что регрессолог, реинкарнист, это профессия будущего. Точно также как помощь психологи оказывают. Как направление в психологии, которое будет оказывать помощь в развитие человеку.
Муз. отбивка
ВЕДУЩИЙ: Друзья, сегодня с нами в студии была этнограф, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок – Татьяна Волдина. Благодарю за беседу, Татьяна Владимировна. Что поделились с нами своими исследованиями о реинкарнации и ее представлениями в традиционной культуре.
Т. Волдина: Спасибо
ВЕДУЩИЙ: На этом наша программа подходит к концу, с вами была Любовь Мерова. До новых встреч!
Джингл Дневник этнографа
Хронометраж (для видео и аудиоматериала)
15:32
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0