Заг.: На учебу, как на праздник?
Подзаг.: Юная вартовчанка рассказала губернатору Югры, о какой школе мечтают дети и их родители.
Выноска: Боязнь выйти к доске, конфликты с педагогами, страх провала – чего только не чувствуют школьники, когда приходят за знаниями. Нередко ребята молчат об этом, отсюда – неуспехи, комплексы, проблемы. И родителям, порой, тоже трудно понять, отчего некогда бойкий, жизнерадостный ребенок замыкается в себя, начинает хамить взрослым или сбегает с уроков. А не потому ли, что в школе ему плохо?
Учитель всегда прав?
Большинство из нас буквально с молоком матерью впиталась «истина» – учитель всегда прав. Вот мечтает мальчишка стать врачом, а классный руководитель упорно твердит – не потянешь, ума маловато. И не всегда потому, что ребенок действительно глуп, или слишком низка квалификация педагога. Может быть просто лично ему этот самый парень несимпатичен, возможно, просто проснулся учитель не с той ноги – бывает по-всякому. Но, учитель же всегда прав, он знает, что говорит, и нечего тут спорить. Только вот ребенку ударили по рукам и нет уже у него никакого желания садиться за парту. Возможно, именно так мир и теряет в лице незаслуженно обиженных детей гениальных хирургов или инженеров...
Приводить примеров взаимоотношений, самых разных, между школой и учеником можно много, так что пора решать проблемы, - уверена вартовчанка Екатерина Валькова, выпускница приемной семьи. Будучи по натуре борцом за справедливость, прямолинейной девчонкой, вчерашняя школьница – сегодняшняя студентка не побоялась рассказать губернатору Югры Наталье Комаровой о том, что конкретно пора менять в школах, и как это можно сделать. Катя презентовала проект программы «Успешная школа». В нем обозначены девять основных, на ее взгляд, моментов и столько же путей их решения.
Ни «бе», ни «ме», ни «кукареку»
Несколько лет назад активистка участвовала в программе наставничества, ее «куратором» стала теперь уже бывшая замглавы Нижневартовска про соцполитике Надежда Волчанина. Тогда у «напарниц» и появились первые идеи о создании программы. Ко всему, воспитываясь в приемной большой семье, Екатерина имела прекрасную возможность через своих братьев и сестер – учеников разных классов и школ, выяснить основные трудности, с которыми сталкиваются дети и которые мешают нормально учиться.
- Две моих приемные дочки прекрасно усваивали школьную программу, но вот как только их просили выйти к доске и изложить материал, просто впадали в ступор – ну вот боялись они публичных выступлений, начинали теряться, заикаться, от того и оценки получали ниже, - вспоминает Милана Валькова, приемная мама Кати, воспитывающая чужих ребятишек вот уже 30 лет.
Такие ситуации случаются сплошь и рядом, именно поэтому одно предложений - ввести уроки по основам публичного
выступления и ораторского искусства, а также этикета. И «этикет» этот большей частью не про то, в какой руки держать вилку, а в какой нож, а об элементарных человеческих правилах – уступить женщине место, например. Простые истины, увы, сегодня не у всех в почете. Екатерина предложила провести опрос среди родителей, касающийся формирования программы внеурочной деятельности на следующий год. Возможно, мамы и папы проголосуют за подобные занятия.
А хорошо ли в школе?
Еще одна идея юной новаторши –тестировать школьников: комфортно ли им в стенах учебного заведения? В приемных семья, и Катя это отлично знает, подобное давно практикуется - таков закон. Только у детей выясняют, хорошо ли им в семье живется. Если есть хоть малейший сигнал о тревоге – с ребенком начинают заниматься и психологи, и соцработники, чтобы пресечь на корню возможные неприятности.
Девушка считает, что психологам нужно разработать и подобрать комплекс соответствующих тестов и для школьников.
- Нам, родителям приемных детей, как никому другому известно, какой израненной может быть душа ребенка, - говорит председатель общественной организации «Замещающая семья» Анна Лутченко. – А проблемы бывают не только среди сирот, но и в кровных семьях, и в школах. Один прогулял, просто потому что проспал, а другой наотрез отказывается идти в школу, потому что боится, скажем, насмешек одноклассников или строгого учителя.
К слову, в школе № 40, где учатся некоторые ребята из приемной семьи Вальковых, уже заинтересовались темой тестирования.
От каждого - по способностям
Все мы – совершенно разные, одни «совы», другие «жаворонки», кто-то тяготеет к точным наукам, а другому и дважды два дается с трудом, зато английский почти как у королевы-матери, не так ли?
- Для школьников со слабой мотивацией к обучению необходим индивидуальный подход, позволяющий детям поставить акценты на интересные для них и необходимые в будущем предметы, - справедливо подмечает Екатерина Валькова. – Я думаю, что нужно учитывать интересов каждого ученика, сформировать для каждого индивидуальный образовательный маршрут. Пусть у него будет тройка, крепкая, по физике – ну может быть не дано человеку освоить эту науку. При этом, энергию можно направить на, скажем, технологию и получить по предмету, который потребуется при поступлении в суз, вуз «отлично». Так и средний бал в аттестате станет выше.
Когда глаз не «замылен»
Не секрет, что есть педагоги от Бога, которые за сорок минут умудряются дать столько материала- легко и доступно, сколько иной и за всю неделю не сумеет. Ко всему, подобные учителя способны заинтересовать предметом, найти к каждому подход, быть товарищем и помощником. А есть супер-квалифицированные, асы, но, как люди – живые, искренние, заинтересованные в успехе ученика они так и не состоялись. Таких дети не любят, и вместо конструктивного диалога нередко начинается открытое противостояние между ребенком и учителем. Педагогический коллектив часто встает на строну коллеги, поэтому Екатерины Валькова предлагает давать школьникам педагога-наставника из другой школы.
- Человек, который будет смотреть на проблему не замыленным взглядом, непредвзято, со стороны, сможет дать школьнику грамотный совет, как разрешить конфликт, - говорит девушка. – Моя мама учит детей разным премудростям общения с учителем: «кричит педагог – сделай глаза, как у кота из мультика про Шрэка, победи своей добротой», - советует она. Но не все имеют такой колоссальный опыт работы с детьми, взаимодействия с учителями, как она.
Ватовчанка считает, что необходимо программу наставничества в целом пора модернизировать, привлекать к работе не только педагогов из других школ, но и представителей из сферы культуры, допобразования, спорта. К слову, эту идею губернатор особенно похвалила:
- Когда опыт педагога, специалиста из одной школы доступен для учащихся другой школы – это интересный проект, имеющий высокий потенциал, - заметила Наталья Комарова. - Идею нужно доработать для максимального использования профессионального потенциала учителей с целью передачи его как можно большему числу детей.
Три из девяти
Как мы уже заметили, всего в проекте программы «Успешная школа» девять пунктов. Автор сделала акцент на необходимости усовершенствовать сервис «Электронный дневник» - он часто перегружен, а оценки появляются несвоевременно, тогда, когда ту же «двойку» исправлять уже поздно, к примеру. Также Екатерина предлагает выйти из кабинетов представителям департаментов образования и почаще общаться со школьниками – ведь кто, как не они расскажут, чего хотят на самом деле и какие проблемы требуют чиновничьих решений. Кроме того, по мнению девушки, сейчас в школах «хромает» обратная связь – не всегда родитель может бывать на собраниях, а знать от педагога как дела у чада, согласитесь, хочется всем.
Родители школьников, без сомнения, уже сегодня принимают на «ура» предложенные инициативы – так или иначе, они касаются каждого ребенка. Вместе с тем, есть понимание, в том числе и у Екатерины, и у ее старших товарищей, что в одночасье ситуацию не переломить.
- Если в жизнь удастся воплотить в ближайшее время хотя бы три пункта из девяти – это будет уже большим успехом – не просто школьным, а нашим общим, - заключает Екатерина Валькова. – Не зря говорят: начало дела есть половина всего.
Александра Сергеева.
Название СМИ
Редакция газеты Местное время
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета