С 2000 года в посёлке Корлики Нижневартовского района работает музей-мастерская «Верьтэ кат» («Умелые руки»). Он был создан с целью возрождения, сохранения и популяризации материальной культуры ваховских ханты. Гости посёлка – одни из частых гостей учреждения. Вот и мне удалось вместе с учащимися школы посетить этот уникальный музей. Экскурсию для нас провела методист Анастасия Антоновна Каткалева. Затем она рассказала о работе музея.
– Анастасия Антоновна, расскажите о том, как создавался на селе музей.
– Сельчане давно мечтали об открытии этого музея. Именно жители близлежащих стойбищ и села стали нашими первыми активными помощниками в создании этого музея – везли и несли экспонаты, оставшиеся от старших родственников. Всё это было сделано нашими жителями безвозмездно, за что мы им очень благодарны. Именно благодаря сельчанам и был создан этнографический музей.
Директором музея является Татьяна Фёдоровна Каткалева. Я с начала открытия учреждения работаю здесь методистом. В настоящее время мы работаем втроём, директор, я и методист Елена Могульчина.
В музее представлены стационарные экспозиции: «Игрушки детей ваховских ханты», «Уголок таёжника», «Старинные ручные инструменты ваховских ханты».
Мы, сотрудники музея, часто проводим выставки, мастер-классы, активно участвуем в организации традиционных массовых праздников и театрализованных представлений: «Вороний день», «Праздник рода», «Праздник охотника», «Хантыйская свадьба» и др.
Несколько лет назад наше учреждение было объединено с сельским Домом культуры.
Одна из главных проблем на сегодня – музей находится в очень ветхом здании, ждём сдачи комплекса, в который войдут несколько учреждений культуры, в том числе и наш музей.
– Ваховская технология работы с берестой славится на весь мир, а проводите ли вы мастер-классы по работе с этим природным материалом?
– Конечно. У нас ещё живы мастера по работе с берестой – это Жанна Александровна Хохлянкина и Лидия Нестеровна Каткалева. Я тоже научилась у них особой технике работы с берестой. Досконально изучала старинные музейные экспонаты, пыталась воспроизвести, пробовала наносить такие же орнаменты. Сегодня я сама являюсь матером по работе с берестой, мои берестяные изделия выставлялись на различных выставках. Представляла свои работы на выставке «Сокровища Севера», проходившего в Москве, получила первое место. В 2017 году во время фестиваля «Россыпи Югры», который проходил в Агане и Излучинске, состоялась выставка декоративно-прикладного искусства, на котором я заняла все призовые места.
Сейчас с мастерами проводим мастер-классы по работе с берестой для всех желающих сельчан и детей. Сначала мы рассказываем, в какой период можно снимать бересту, иногда вместе ходим заготавливать бересту, затем учимся её обрабатывать, выскабливать орнаменты, а затем сшивать.
Несколько лет назад в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» проходил семинар по ваховской бересте.
Своим опытом поделились наши корликовские мастера, которые привезли для наглядности свои короба. Я иногда езжу одновременно в качестве методиста и мастера, сопровождаю других мастеров.
Кроме этого, обучаем и бисероплетению. Часто вечерами ходим в интернат, детишки очень любят плести из бисера, что удивительно, есть и мальчишки, которым нравится заниматься бисероплетением.
– Как часто у вас бывают гости, откуда они приезжают?
– Отовсюду приезжают. Как-то приезжали французы, они были приятно покорены нашей богатейшей культурой. Они одевались в малицы и фотографировались, для них же это экзотика. Также приезжала лингвистическая экспедиция во главе с хантыйским учёным-языковедом З.С. Рябчиковой. Тогда мы в музее проводили экскурсию, занятия, а на улице традиционные игры с детьми.
Гости всегда по многу покупают сувениров. Это тоже хороший приработок для наших мастеров.
– Смотрю на ваши экспонаты и понимаю, что у вас больше сохранилось изделий, а что вы можете сказать о сохранности традиционной одежды.
– Если говорить об одежде, то она, к сожалению, не сохранилась. Если она и есть, то хранится в семейных архивах, её хранят, как реликвию, а в музей не сдают, т.е. хранят, как память о своих предках, родителях. А так, конечно же, каждый шьёт сам для себя. Я – солистка сельского фольклорного коллектива «Ворант нэнэт» («Лесные женщины»), мы для выступлений сами себя обшиваем.
– Как часто у вас есть возможность выезжать на выставки?
– По мере возможности, приглашают – выезжаем. Часто выезжаем в Ханты-Мансийск, Нижневартовск, бываем и в районных посёлках. Летом ездим на фестиваль «Самотлорские ночи», который проходит в Нижневартовске. Прошлой осенью выезжали в Нижневартовск, где проходил «Праздник осени», тогда победу одержала наша односельчанка, учитель хантыйского языка Светлана Фёдоровна Прасина.
Беседовала Людмила Гурьева