Говорят, что высокий интеллект и образование способствуют увеличению продолжительности жизни. А вот связано ли долголетие с работой? По словам нашей собеседницы, педагога со стажем Валентины Николаевны Дринько, профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью и творчеством, определённо, помогают жить дольше.
Уроки длиной в пять веков
Мозг без нагрузки стареет быстрее, считает математик. Именно поэтому пенсионерка ежедневно читает книги, тренирует память и занимается любимой работой. Примечательно, но трудовой стаж Валентины Дринько составляет почти 60 лет. И большую часть из них она отдала педагогике. Говорит, что пошла по стопам бабушки, которая, собственно, и положила начало этой семейной династии.
— Общий стаж нашей учительской династии составляет 460 лет, — с гордостью констатирует факт Валентина Николаевна. — Почти 500 лет в школе. Вы только представьте!
Она долго не раздумывала, куда идти после окончания школы, так как с выбором будущей профессии определилась задолго до поступления. Окончив Свердловский пединститут, по направлению отправилась работать в Серов. А через пару лет ей предложили место завуча в строящейся школе в посёлке Советском.
— Я согласилась, — вспоминает Валентина Николаевна, — но решила съездить на разведку. Чтобы, так сказать, не разувериться в правильности своего решения.
От сомнений к действиям
В далёком 76-ом в пять часов утра железнодорожный состав прибыл на станцию «Верхнекондинская». На улице стоял лютый январский мороз. Куда идти, молодой специалист тогда ещё не знала. Решила переждать пару часиков в вагончике и с рассветом отправиться на поиски новой школы.
Выяснилось, что учебное заведение находится на завершающей стадии строительства. Представить, что вот-вот здесь начнётся учебный процесс, было сложно. Энтузиазм, с которым Валентина Дринько отправилась изучать новое рабочее место, сразу как-то поугас. Напоследок она ещё раз прошлась по школьным коридорам, сходила в местную столовую и после обеда уже отправилась домой. Тогда, если честно, перспективы вернуться обратно казались ей довольно сомнительными.
Но буквально через месяц педагогу пришёл рабочий вызов. И снова — Советский. Вокзал. Мороз. Что дальше — не понятно. Ясно одно — нужно идти вперёд. Благо, что маршрут уже известен.
На новом месте
— Обосновалась я в школе, на втором этаже, — вспоминает Валентина Николаевна. — Нанесли мне мебели, кухонной утвари. В общем, было всё. Кроме меня, свой быт в учебном заведении обустраивали сторож и трудовик. Так вот сообща жили и работали.
Сейчас, как известно, комплектацией образовательных учреждений занимаются профильные специалисты. А тогда, в середине 70-х, хозяйственные вопросы курировали и решали простые педагоги и завучи. Например, Валентина Николаевна до сих пор помнит, как она с коллегами занималась разгрузкой и сборкой школьной мебели.
— К школе привозили большие груженые контейнеры, — рассказывает она. — Все парты были в разобранном виде. Инструкций как таковых не было. За сборку у нас отвечал трудовик и ему, надо признать, было нелегко.
За два месяца коллектив 14-й школы (ныне СОШ № 4 — прим. ред.) подготовил к запуску учебный блок для начальных классов. 1 апреля состоялась торжественная приёмка. А уже 1 сентября 1976 года, по словам нашей собеседницы, школа открылась для учеников начального, среднего и старшего звеньев.
Не мудрено, что в новую школу стремились попасть ребята со всего посёлка. Валентина Дринько до сих пор помнит, какой отбор при зачислении проходили дети.
— Знаете, я даже экскурсии для ребятишек проводила по школе, — говорит она. — Многие очень переживали, что из-за отсутствия «железнодорожной» прописки, не смогут в ней учиться.
Со временем был сформирован педагогический состав, укомплектованы классы. Словом, учебный процесс был налажен.
Непривычный опыт
Отработав несколько лет в образовательной организации, Валентина Дринько ушла в декрет. Через год вернулась в школу. Но из-за слабенького здоровья младшего сына часто уходила на «больничный». Когда поняла, что вынужденные паузы в работе мешают полноценному учебному процессу, взяла декретный отпуск по уходу за ребёнком.
Когда малыш окреп, хотела вернуться в школу. Но муж предложил поехать на ЯМАЛ. На семейном совете решили, что на время заработков ребёнок останется под присмотром бабушки и дедушки.
Это был смелый и долгосрочный эксперимент. А привычная работа учителем вызвала, к примеру, новые эмоции. Оказалась, чтобы обучать коренное население, нужен особый подход и смекалка.
— Это странное ощущение, когда на урок к тебе приходят нетрезвые ученики, — описывает свои эмоции педагог. — И не в порядке исключения, чтоб вы понимали, постоянно. Когда у детей вместо знаний другие приоритеты — очень сложно чему-то их научить. Мне было откровенно трудно работать.
Поэтому к предложению занять место инженера группы по работе с детьми ОАО «Пурнефтегазгеология» педагог отнеслась с большим воодушевлением. На этой должности она смогла продемонстрировать свои лучшие качества.
Карьерный рост, деньги и признание
Спустя год чета Дринько вернулась в Советский. Свободных ставок в школе уже не было. Пришлось искать новую работу. И снова удача. В отделение «Госстраха» требовался агент.
— Мне очень повезло, — вспоминает Валентина Николаевна. — Меня взяли. Таких денег, как там, я нигде не получала. Это были «золотые» времена. Отработала я там пять лет, а потом поняла, что надо возвращаться в школу, иначе растеряю навык.
И опять счастливое стечение обстоятельств. В одну из Няганьских школ нужны были специалисты. Решение о смене места жительства снова принимали на семейном совете. Далось оно нелегко, но переезду ничто не препятствовало.
— Школа была огромная, — рассказывает о своих впечатлениях на новом рабочем месте героиня. — Ребята занимались в две смены. Тысяча триста учеников в первую и столько же во вторую. Мне досталась параллель девятых классов.
По словам педагога, среди ребят было много отстающих. Поэтому с первого дня опытный математик приступила к реализации своей учебной стратегии.
— Я сказала, что по домам ходить не буду, с родителями беседовать — тоже. Но если вдруг я когда-нибудь приду к вам — бойтесь, значит, случилось что-то серьёзное.
Стоит отметить, что лишь единожды ей пришлось перейти от слов к действию.
Интересно и то, что на родительских собраниях у педагога тоже всегда был аншлаг. Другие учителя и даже руководство учебного заведения удивлялись, каким образом ей удаётся обеспечивать такую высокую родительскую явку. А секрет был прост, говорит математик:
— Мои дети всегда знали, что я никогда не буду говорить о них плохо в присутствии родителей.
Вернуться обратно в Советской пришлось по настоянию сына. Уж очень ему не хотелось жить и учиться в Нягани. Несмотря на то, что Валентине Николаевне прочили место директора школы, желание собственного ребёнка для неё было в приоритете.
Она столько раз уезжала из райцентра, но каждый раз по стечению обстоятельств вновь возвращалась назад.
— Наверное, — улыбаясь, говорит моя собеседница, — это судьба.
Из бизнеса снова в педагогику
Валентина Николаевна за годы своей трудовой деятельности пыталась найти себя во многих сферах. Даже опыт ведения бизнеса имеет за плечами. И всё же, рассуждает пенсионерка, педагогика — это её призвание.
После выхода на пенсию она ещё немного преподавала в вечерней школе. После того как начались проблемы со здоровьем ушла. Но заниматься любимым делом не перестала. Начала давать индивидуальные уроки на дому. На 80-ом году жизни сказала себе «хватит». Прошёл год с того момента, как Валентина Николаевна прекратила заниматься репетиторством. Говорит, что скучает. Но снова погружаться в мир формул и теорем не спешит.
— Я б могла ещё, вы не думайте, — говорит учительница. — Я иной раз не помню, куда ключи положила, а вот все правила, разбуди меня, расскажу.
Валентина Дринько — педагог исключительный. Об этом говорят и её многочисленные ученики, которые в честь празднования 80-летнего юбилея преподнесли учителю бесценный подарок. Они пришли на банкет к юбилярше и на протяжении всего вечера выражали ей слова благодарности и признательности.
Название СМИ
газета "Первая Советская"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы