В Этнографическом парке-музее села Варьёган хранятся уникальные предметы быта коренных народов Севера. О некоторых из них нам рассказала сотрудник музея Зоя Казамкина.
Одежда коренных народов Севера рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям. В основном для её изготовления использовали местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, водоплавающих птиц. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев.
В зимнее время мужчины носят малицу, которую шьют из оленьего меха ворсом внутрь, на неё надевают навершницу из сукна или плотной ткани. Другой вид малицы – кумыш – шьют также из оленьей шкуры, ворсом наружу. Она надёжно защищает от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Обязательный атрибут мужской одежды – кожаный пояс, а на нём деревянные ножны с ножом, меховой мешочек из оленьего меха – качэм – для хранения спичек, мужской игольник, точила. Мужской пояс украшают металлическими или костяными бляшками, накладками, обязательно подвешивают оберег – медвежий клык.
Женщины зимой носят меховую шубу «сак». Для многих привычнее название «сах», но в нашем районе говорят на сургутском диалекте и в ходу аганский говор, поэтому общепринятое «сах», звучит как «сак». Различают два вида зимней меховой женской одежды, мехом внутрь и мехом наружу. Для пошива используют птичьи шкуры: лебедя, чернозобой гагары, а также олений мех. На меховую подкладку надевают суконную навершницу – суконный сак, который богато орнаментируют бисером. Подол и правая сторона сака украшаются бисерным орнаментом, между ними угол обязательно обшивается бисером. Это делается для защиты женщины от сглаза и чтобы мастерица не ослепла – таково поверье. Второй вид сака – мехом наружу. Его украшение – меховая мозаика, которая изготавливается из оленьего камуса.
Наиболее распространённым головным убором является платок. Зимой носили по два-три платка, накладывая один на другой. Замужние женщины скрывают лицо платком, закрываясь от старших родственников мужа.
Дети в 4-5-летнем возрасте имеют полный комплект одежды – такой же, как у взрослых, но из более мягких материалов: зимняя малица для мальчика, зимний сак для девочки и кисы детские зимние.
По покрою и пошиву детская одежда ни чем не отличается от взрослой, только размерами. Её украшают особенно красочно. Для этого изготавливают подвески из бусин, медных украшений, обязательно прикрепляют колокольчик – он призван защищать ребёнка от злых духов. Подвеска служит не только украшением одежды, но и играет роль оберега.
Зимняя обувь кисы, которую носят мужчины, женщины и дети. Отличие мужских кисов от женских в орнаменте суконных продольных полосок. У мужчин кисы не орнаментируются или орнамент нашивают под коленом, у женщин продольные полосы находятся выше колена. Для пошива кисов используют шкуры с оленьих ног.
Летом мужчины носят рубахи из лёгких тканей, которые украшаются орнаментами с использованием аппликации. Мужская одежда никогда не орнаментировалась бисером. Женщины летом носят платья из хлопчатобумажных тканей. В комплект женского платья входит бисерное ожерелье. Головной женский убор в летнее время – платок из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, украшенный по краю кистями из ниток.
Летняя обувь – нырики из оленьей кожи. Такая обувь лёгкая, прочная и непромокаемая.
Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Если по одежде женщины судили о её красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток.
О чём расскажет игольница?
В традиционном национальном искусстве народа ханты имеется очень красивое, оригинальное и ничем незаменимое практичное изделие – игольница – намэт.
Форма игольниц в поселениях на реке Аган – круглая, на Тромъёгане прямоугольная, на Оби и Казыме – квадратная. Основной способ украшения – мозаика из полос сукна разных расцветок. Аганские и тромъёганские женщины свои игольницы украшают квадратиками или полосками, заполняя центр. На севере ханты в центре игольницы обычно располагают геометрический узор в виде розетки, который называется «сам» – сердце или «сам лот» – сердце, углубление. Казымские мастерицы помещают в центральном квадрате стилизованное изображение животных: медведя, оленя, птиц (кроме глухарки). Швы выделяют различным способом: на Казыме пришивают нитку белого бисера, на Оби – белую капроновая нить по способу шитья оленьим волосом, иногда в шов вставляют сукно контрастного цвета, чаще всего вдоль шва нашивают бисеринки по 2-3 вместе. Для украшения используют пуговицы, бусы, нашивают кусочки меха или обшивают мехом.
В хантыйских семьях первое, что дарят мама и бабушка девочке – это мешочек, в котором есть игольница с иголками, набор сухожильных ниток, кусочки ткани и меха. Игла является женским орудием труда. Как у многих народов, считается, что девочка – это будущая хранительница домашнего очага, хозяйка дома и мать. Из фольклора обско-угорских народов ясно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением, и что особенно высоко ценилось умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев», – так говорили о юных мастерицах отцы.
На Севере женщина умеет делать многое. А хранению иглы придаётся особое значение, так как этот небольшой предмет, является одним из самых необходимых инструментов для создания тёплой и прочной одежды. К игле необходимо относиться бережно. Игольница подчёркивает сакральность женского мира. В ней запечатлён женский дух. Через иглу передаётся священная женская связь. Игла имеет и смысловое значение, являясь символом женского начала. Тромъёганские ханты после рождения девочки делают приношение на святилище в виде игольницы. С давних времён у всех народов Севера было бережное отношение к игле и игольнице. Эти знания передавались от старших к младшим.
Связаны с игольницей и иглами различные приметы и поверья. Игольницу можно подарить другому человеку, но с иглой, при этом иглу обязательно с ниткой для того, чтобы человек не ослеп.
Нужно подарить взамен две иглы, со вдетыми в ушко нитями, чтобы хозяйка, которая сшила игольницу и преподносит её в подарок, не болела.
Если хозяйка игольницы умерла, то с игольницы срезают украшения (например, бисер для того, чтобы умерший не беспокоил живых, не смотрел в отверстия пуговиц и бисера) и кладут в гроб. Убирают иголки и нитки из игольницы умершей хозяйки. Можно оставить одну иглу в игольнице, предварительно её согнув. Напёрсток тоже приводится в негодность, иголку также можно сломать положить в гроб.
Засыпай, малыш мой сладкий
Для новорожденных делали дневные и ночные люльк. Ночная люлька «савэн» прямоугольной формы, изготавливается из бересты. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпают размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывают влагу, устраняют неприятный запах. По мере намокания их убирают. По бортам люльки имеются кожаные петельки, через которые продевается кожаный ремешок, еоторый не даёт ребёнку выпасть из колыбели, в изголовье кладут орнаментированную подушечку. В зимнее время ребёнка пеленают в заячье одеяльце.
Дневные колыбели бывают двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку под голову ребёнка прикрепляли мягкую шкурку оленя. Люльку подвешивали за ременные петли к крюку в потолке избушки. К колыбелям было особое отношение: «счастливую» люльку берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухарки – хранительницы сна. За спинку люльки вешают «пуклэн кырех» – пупок-оберег. В пупок кладут кусочек пуповины ребёнка. Считается, что он принесёт здоровье и счастье малышу. Колыбель служит ребёнку до трёх лет. Ребёнок не только спал в ней, но и сидел днём. Если ребёнка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – спички.
Детские игрушки
Самые первые детские игрушки – погремушки. Их изготавливают из утиных шеек, внутрь кладут бисер или мелкие камешки. Ещё есть погремушка из глухариного зоба, куда кладут еловые иголочки.
Подросшие дети играют в деревянные палочки: их подбрасывают и ловят тыльной стороной ладони. Игра развивает ловкость и моторику рук. Раскладывают из палочек фигуру животного или птицы – эта игра развивает память, обучает счёту.
Детей с раннего возраста приучают к труду. Они рано становятся самостоятельными, потому что их игрушки в основном представляют собой предметы традиционной хозяйственной деятельности взрослых, только меньших размеров. У мальчиков игрушками были лодочки, лук со стрелами, фигурки оленей.
Из утиных лапок делают качели, из утиного клюва и косточки – оленя. Игрушка из спинки водоплавающей птицы – плавающий гусь.
Игра-головоломка «Перегони оленя» служила для развития интеллектуальных способностей: развивает мышление, воображение, память. Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить две косточки на одну из верёвочек. Цепочки из беличьих, лисьих хвостиков – для обучения счету.
У девочек с малых лет имеется целый набор куколок. Кукол девочки обшивают и одевают самостоятельно. Куколки бывают мужские и женские. Их особенность в том, что у них нет лица, та как считается, что если у куклы есть глаза, рот нос, то в неё может вселиться злой дух и навредить ребёнку. Поэтому лицом служили свёрнутые разноцветные ткани в форме сердечка или круга.
Подготовила Юлия ВОРОНИНА. Фото из архива Этнографического парка-музея с. Варьёган.
Название СМИ
Газета "Новости Приобья"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы