У Надежды проворные, умелые руки и вечный огонёк творческого любопытства в глазах. Гладкая ткань, ласково-мягкий мех, мелкий бисер, невесомая рыбья кожа, гибкая береста, колкая шерсть – каких только материалов не знают её пальцы. При этом она никогда не упускает возможности поучиться чему-то новому, потому что знает: тонкости национального искусства – как те бисеринки, которые при неосторожном движении легко рассыпать и растерять. Это осенью Надежда Гришкина получила премию «Душа России» в номинации «Народный мастер» от Правительства Российской Федерации.
Своё первое, сшитое ещё в седьмом классе, платье она в деталях помнит и сейчас. Тогда, увидев, как искусно девочка примётывает полоски ткани для орнамента кукольного наряда, учительница потихоньку попросила: «Если сможешь, сшей платье мне». Как дрожали руки у начинающей мастерицы, как пугал её широкий отрез ткани, из которой нужно было кроить заказ! В этом ответственном деле Наде помогла мама, а вот расшиванием подола – тонкими параллельными полосками в девять рядов – она уже занималась сама. Переживала: не вышло бы криво, не испортить бы вещь. Но справилась, и после этого в руках ощутимо прибавилось уверенности.
Дальше были бисер и мех, ровдуга и береста, шерсть и рыбья кожа…
По бусинам
Надежда родилась на далёком родовом стойбище в нескольких сотнях километров от Казыма, на территории восточных ханты. Росла уже в Казыме – переняла здешние узоры, фасоны одежды и украшений, материалы и способы их обработки. Вышла замуж – переехала в Тугияны, где живут обские ханты, чьи национальные костюмы и ремёсла тоже немного отличаются от соседских.
У мамы и бабушки она училась работе с тканью и мехом, у тети – азам старинного многожильного плетения из бисера, у мастериц-односельчанок – обработке и орнаментации бересты. В большой семье мужа держали овечек, свекровь показала, как стричь и прясть шерсть, как вязать из неё орнаментированные чулки.
Одно их самых любимых занятий Надежды Алексеевны – меховая мозаика. Именно за меховые изделия она не раз получала награды в различных конкурсах, в том числе и в Москве. В год по несколько раз выезжает на мастер-классы, творческие лаборатории и ярмарки, иногда вместе со своими детьми, а порой и вместе с мужем. Объездила весь округ, делилась своими знаниями в столице, Санкт-Петербурге, посетила Витебск. А этим летом семья в полном составе побывала на очередном творческом мероприятии в Вологде. Детям такие поездки интересны, дочки сами уже шьют и плетут из бисера понемногу. А Надежда тихо радуется этому, подмечая и удачный выбор цвета, и мелкий стежок в тканевом орнаменте, по которому сразу отличишь искусную хантыйскую мастерицу.
Лучший отдых – работа
Разъезды, как правило, слишком долгими не бывают, ведь дома ждут и работа (Надежда Алексеевна заведует деревенских клубом), и хозяйство: коровы, телята, лошади.
– А когда же Вы успеваете рукодельничать?
– А между всеми этими занятиями!
Даже в дорогу она прихватывает какое-нибудь изделие, а то и несколько.
– Бывает, мы едем вместе с другими нашими мастерицами на «Заре» в город на мероприятие, и у каждой что-то в руках. Кто шьет, кто вяжет – никто не хочет время зря терять.
Наверное, это у каждой хантыйской женщины в крови. Вот уж кто точно знает, что отдых – это смена деятельности. Похлопотав по хозяйству, она присядет и переведёт дух за шитьём. Лежать и прохлаждаться, не занимаясь вообще ничем, – дело почти немыслимое. Надежда Алексеевна и сегодня помнит, как подмечала и не допускала безделья внуков её бабушка. А как иначе воспитать человека, способного в суровых условиях Севера себя прокормить, одеть и обуть? В этой строгости воспитания – и любовь, и забота о будущем.
Три матери хантыйского народа
К детям в культуре ханты вообще отношение особое. Одна только младенческая люлька может многое рассказать о горячем желании родителей защитить дорогое дитя не просто от холода или случайного падения, но и от недоброго глаза, враждебного духа.
– Все мои дети росли в берестяных колыбельках, – говорит Надежда. – Первую нам подарила названая мама старшей дочки. Знаете, как в сказках у ребёнка бывают три волшебные феи-крёстные? Вот у ханты тоже есть три названые мамы, только настоящие. Они помогают заботиться, воспитывать малыша.
Люлечки бывают ночные и дневные, различаются по размеру в зависимости от возраста. Они всегда украшены орнаментом, оберегающим сон. Внутрь кладут медвежий клык (младенцу до появления зубов нужна сильная защита) и «спички» – кожаный мешочек с набором для разведения огня: двумя камушками и кусочком древесного гриба. В качестве влагоотводящей подстилки – мелкая, высушенная в печи труха берёзы.
Сказка о Надежде
Когда кандидатуру Надежды выдвинули на получение правительственной премии, именно её знания о люльках белоярские методисты предложили оформить в конкурсную работу с пошаговыми фотографиями, отражающими каждый этап изготовления.
– Когда мне позвонили в октябре и сказали, что я прошла уже на федеральном уровне, сначала не поверила – шутка, розыгрыш? Это же сказка какая-то. Из такой-то далёкой деревни… Я благодарна мастерам нашего района, с которыми мы вместе работали все эти годы: я столькому у них научилась, мы всегда поддерживаем друг друга. Очень помогает нам и окружной Центр народных промыслов и ремёсел: приглашает на мастер-классы, а обмениваться опытом – это же очень важно. Ведь старшее поколение уходит, а вместе с ним мы так много теряем, иногда даже страшно думать об этом.
Творческих единомышленников и в родных местах, и по всей Югре у Надежды Алексеевны немало. Это единство – мощный ресурс, стимул двигаться вперёд. Не позволить народному искусству исчезнуть можно только одним способом, как и сотни лет назад, – не просто знать, но и делать. Не только учиться новому, но и учить других.
Название СМИ
Общественно-политический журнал "Югра"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы