Киберэксклюзив
"Добрые сердца Югры"
Автор: Путинцева Екатерина Викторовна
«Сейчас я конструирую роборуку. В нашем мире много людей с ампутированными конечностями, они нуждаются в механизированных протезах. Моя роборука должна быть прочной, лёгкой и выполнять разные виды работ». Вот такие перспективные планы у Степана Филиппова. Ему… 13 лет. Нет, он не вундеркинд. Просто делает то, что интересно. А если есть настоящий интерес, уверены его педагоги, даже проблемы со здоровьем не преграда для научных подвигов.


Аутизм, синдром Аспергера, нарушение психического и речевого развития, гиперактивность, дислексия, синдром Дауна – ребёнок с любым из этих диагнозов может быть одарённым учеником и, возможно, даже будущим гением. Это твёрдое убеждение Селимат Сефералиевой, руководителя центра дополнительного образования для детей с ментальными нарушениями «Киберинклюзия».

Без ограничений
«Наверно, именно так должна выглядеть школа будущего», – думаешь, когда заходишь в это необычное помещение. Нестандартная планировка, множество пространства и света. При этом интерьер в стиле Hi-Tech наполнен атмосферой домашнего уюта. Повсюду огромные окна и стеклянные двери.

На залитой солнечным светом площадке расположились «киберясли». Здесь воспитанники няганского центра постигают азы технических наук. Одно из заданий – собрать модель военного корабля. При этом малышам вполне успешно даются задачи, с которыми справится далеко не каждый взрослый.

За одной из стеклянных перегородок – кабинет цифровой графики. Премудрости 3D-моделирования и просторы виртуального пространства здесь осваивают... дети с ограниченными возможностями здоровья. Рядом за первыми успехами своих творцов с волнением наблюдают мамы. Да-да, присутствие родителей на занятиях здесь только приветствуется.

Феномен киберинклюзии
– О киберинклюзивном центре мы узнали четыре года назад от знакомых, – рассказывает Альбина Маликова. – Решили попробовать. На тот момент у моего сына были серьёзные проблемы с речью. Через несколько месяцев после начала занятий сами не поверили тому, что происходит с ребёнком. Эльдар начал говорить. Более того, здесь он получает багаж таких полезных и актуальных знаний, которые ему не может дать обычная школа.

– В нашем городе услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет только реабилитационный центр, – начинает свою историю Елена Мошкина. – У меня, как у мамы, возник вопрос: а куда ещё можно пойти моему сыну? Через полгода после начала занятий мы своего ребёнка просто не могли узнать. Максим начал говорить, стал спокойнее, избавился от зажимов и тревожности. Он показывает отличные результаты в конструировании и даже помогает другим ребятам.

– У моего Кирилла синдром Дауна, – вступает в беседу Алена Симонова. – Конечно, ему всё дается сложнее, чем другим детям. Тем не менее сейчас у сына есть заметные успехи в развитии и мышления, и мелкой моторики. Нам даже не верили, что ребёнок с таким диагнозом может успешно учиться по направлению кибертехнологий. Но результаты есть, а главное – Кирюша занимается здесь с удовольствием. Ему нравится конструирование и виртуальное проектирование домов. Теперь я окончательно убедилась, что неталантливых детей не бывает. Единственное, что нужно ребёнку, – чтобы рассмотрели его дарование и направили в верное русло.

Личное
Откуда же берёт начало уникальный проект? Мотив у его автора самый простой и самый сильный – своя история.
– Я сама мама такого ребёнка, – рассказывает Селимат Сефералиева. – Знаю, с какой болью приходят сюда родители, потому что прошла через это сама. Знаю, как тяжело ребёнку. Помню, я с детства обожала возиться с техникой. После школы получила педагогическое образование. Когда набралась опыта, решила воплотить в реальность свою мечту создания научно-технического центра для детей. Он появился на свет в Нягани в 2015 году. Киберинклюзия – это проект, в рамках которого инженерные направления адаптируются таким образом, чтобы они были понятны и доступны для самых маленьких детей, в том числе и с ментальными нарушениями. У моего ребёнка тоже такие проблемы. Никакие другие методики обучения нам не помогали. А вот занятия технической тематики сразу дали долгожданный прогресс.

Если в семье растёт «особенный» ребёнок, важно просто поменять взгляд родителей и ребёнка на саму проблему. И всё сразу станет иначе. В этом уверена «мама» проекта киберинклюзии.

Без исключений
На киберинклюзивной площадке сегодня работают семь специалистов. Все педагоги проходят обязательное специальное обучение здесь же, на базе центра. Это момент принципиальный. Всего в центре обучается 75 ребят в возрасте от 4 до 18 лет, в том числе семь детей с ментальными нарушениями. С какой бы патологией ни пришёл ребёнок в Центр киберинклюзии, работать с ним не отказываются.

– Особенность детей с ментальными нарушениями в том, что если в одном направлении их способности ограничены, то в другом, согласно природному закону компенсации, таланты развиты сильнее, чем у обычных детей, – говорит Селимат. – Мы смотрим, какие знания есть у малыша, что он умеет, какие его способности можно развивать. Затем ребёнок начинает заниматься совместно со здоровыми детьми, абсолютно не травмируя свою психику и не чувствуя себя ущемлённым. При этом мы ориентируем каждого ученика на то направление, которое для него максимально комфортно.

В режиме ожидания
А между тем Всемирная организация здравоохранения бьёт тревогу: дети с ментальными нарушениями – это уже тревога мирового масштаба. Минувшим летом об уникальном опыте своего центра и успехах его воспитанников Селимат Сефералиева рассказала на Международной конференции по добровольчеству и социальным инновациям в Женеве. Проект получил самую высокую оценку представителей госструктур, неправительственных организаций, бизнеса и СМИ из 24 стран мира. В их числе Россия, Великобритания, Франция, Чехия и Швейцария.

На данный момент завершено оформление пакета документов на франшизу киберинклюзивного проекта. Правда, конкретных соглашений о сотрудничестве пока нет, и никакой финансовой помощи до сих пор не поступало. Причина банальна – отсутствие конкретных механизмов распространения подобной практики на других территориях.

Однако поддержка всё-таки есть. И она приходит словно по воле самой судьбы. Совсем недавно в жизни киберинклюзивной школы произошло важное событие – новоселье. Переезд в тот самый светлый и просторный дом для некоммерческой организации стал возможен благодаря работникам няганского отделения Сбербанка России. Эта площадка открывает для воспитанников и наставников образовательного центра множество новых перспектив для успешной работы.

Киберпанацея
– Это не просто юные таланты, – с гордостью смотрит на своих учеников руководитель центра. – Это наша будущая интеллектуальная элита. Мы изначально обучаем детей так называемому проблемному подходу к работе. Если вы что-то делаете, то с какой целью? Какую проблему хотите решить? То есть воспитываем не потребителей, а изобретателей. И даём им площадку для развития. Тебе нравится проектировать здания? Пожалуйста, пробуй, учись. Возможно, перед нами будущий знаменитый архитектор. Ребёнок заинтересовался направлением IT-медицины? Мы познакомим его с азами программирования, где всё основано на кодах, как и в организме человека. Кто знает, может быть, с помощью этих знаний воспитанник нашего центра завтра изобретёт лекарство от болезни Альцгеймера или Паркинсона».

А ведь эти ребята уже самостоятельно разрабатывают уникальные технологические продукты с самой благородной целью – оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.





ВРЕЗКА 1: Инклюзивное образование – это организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых особенностей обучаются вместе со своими сверстниками.

ВРЕЗКА 2: Селимат Сефералиева: «Не нужно обладать особым умом, чтобы понимать: буквально пять-десять лет – и цифровые технологи войдут абсолютно во все сферы нашей жизни. В этом направлении и нужно развивать детей, адаптировать их к завтрашнему дню уже сегодня».

ВРЕЗКА 3:
Селимат Сефералиева: «Детей с синдромом Дауна мы направляем на цифровые технологии в сфере дизайна и создания виртуальной среды. А детей с ментальными нарушениями ориентируем на работу с кодами и создание программных продуктов. Знания о цифровых технологиях при этом дети получают в стопроцентном объёме».
Аннотация к файлам
Название СМИ
Общественно-политический журнал "Югра"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Копия полосы печатного сми в формате pdf
Киберинклюзия.pdf, 0.37 Мб
Изображение - иллюстрация работы
Изображение - иллюстрация работы
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0