Коронавирус и режим самоизоляции, необходимый, чтобы остановить распространение инфекции, изменили нашу жизнь внезапно и кардинально. Большинство сидят по домам, наблюдая за рассветами и закатами через окно.
Казалось бы, вся семья в сборе, масса времени, чтобы, например, устроить кинопросмотр в режиме нон-стоп, научиться вязать, закончить ремонт, прочитать детям давно обещанную сказку. Но нам чего-то не хватает, становимся раздражительными, ругаемся и ссоримся с близкими. Правда, хлопнуть дверью и уйти, по понятным причинам нельзя. Что делать, чтобы сохранить мир и покой в семье, расскажет заведующая отделением психологической помощи гражданам центра социального обслуживания населения, председатель Совета психологов учреждения Елена Якушенко:
– Действительно, многие граждане были морально не готовы к такому повороту событий, что отразилось на их психическом состоянии. Обилие информации из разных источников усиливает чувство тревоги, вызывает негативную реакцию на происходящие события. Попробуйте не рассматривать сложившуюся ситуацию исключительно в негативном ключе – самоизоляция открывает и новые возможности. В первую очередь для общения. Ситуация, в которую мы все попали, беспрецедентная. Но есть рекомендации, которые позволят легче перенести сложившуюся ситуацию, снизить уровень тревоги и помочь сохранить психическое здоровье. Мы верим, что вместе сможем преодолеть это непростое время, и сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь справится с ней.
– Что делать людям, находящимся в условиях самоизоляции?
– В первую очередь, для того чтобы не нагнетать панику, минимизируйте чтение, просмотр, прослушивание и обсуждение негативной информации. Получать необходимые сведения о пандемии COVID-19 нужно только из официальных источников!
Важно составить чёткий распорядок дня, в течение которого обязательно должны быть и физические упражнения, и общение с близкими. Кроме того, составьте список дел, которые вы давно откладывали, и сделайте их. Таким образом, можно завершить давние дела и провести время эффективно.
Обязательно займитесь приятным для вас делом – читайте, пойте, танцуйте, рисуйте, смотрите любимые фильмы, пишите книгу, собирайте пазлы, играйте в настольные игры. Это отличное время, чтобы понять, что в обычной жизни доставляет вам удовольствие.
Думайте о том, что сейчас в пределах вашей доступности, сосредоточьтесь на реальности.
– Что можете порекомендовать родителям дошкольников и младших школьников?
– Займитесь вместе с ребёнком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребёнок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним – это снимает тревогу.
Очень важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребёнку трудно будет вернуться к прежнему порядку – устраивайте занятия, как в школе или детском саду, не забывайте про перемены.
Если ребёнок волнуется из-за вируса и задаёт вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила – мыть руки, лицо, после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой, проветривать комнату, на улице надевать перчатки, выполнять режим дня, вовремя ложиться спать, пить витамины, нормально есть и т. д., то все будут здоровы!»
Поощрять ребёнка к заботе о ближних – представителях старшего поколения, младших детях и домашних питомцах. Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
– Дистанционное обучение – стресс для родителей и детей. Что можно посоветовать в этой ситуации?
– Здесь, как и родителям младших школьников, в первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребёнка привычный распорядок и ритм дня – время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, переменки и прочее. Резкие изменения могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребёнка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребёнка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого. Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, от классного руководителя и школьной администрации. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении.
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребёнка и совместные с взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома – не наказание, а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
И напоследок хочу сказать вот ещё что. Безусловно, в сложившейся ситуации неизбежны семейные конфликты. Когда люди находятся вместе весь день, им не хватает личного пространства. Поэтому важно учиться планировать и договариваться. Конфликт – это несоответствие наших ожиданий реальности. Мы хотели одного, а близкие делают что-то другое. Поэтому очень важно с вечера всей семьей проговаривать планы на следующий день: кто, чем конкретно будет занят. Также важно продумать, каким образом будет соблюдаться личное пространство. Если вам хотя бы на 30 процентов удастся на следующий день соответствовать плану – это уже хорошо.
Даже такая незапланированная ситуация может помочь нам взаимодействовать ещё больше с самыми родными и близкими, придавая ценность общению. Объединившись, мы сможем помочь друг другу не только пройти через трудные времена, но и стать глубже и целостнее.
Но если вы чувствуете, что всё-таки не справляетесь, тревога нарастает, и никакие силы собственного убеждения не работают, обратитесь за психологической помощью.
ВРЕЗ:
Единая круглосуточная социально-психологическая служба:
8-800-101-12-12
8-800-101-12-00
Социально-психологическая служба Кондинского района:
8 (34677) 34-2-41
Название СМИ
Общественно-политическая газета "Кондинский вестник"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы