Торговые сети и коронавирусная паника

Торговые сети и коронавирусная паника
"Стопкоронавирус"
Автор: Круковец Дмитрий Андреевич
А в соцсетях и некоторых СМИ набирает силу инфопандемия. Пока она оказывается сильнее реального коронавируса. Под его именем различные регионы страны то и дело запрещают въезд и выезд людям, переходя чуть ли не на осадное положение. Под его именем оказывается, что власти будто бы скрывают реальное число заболевших, хотя информацию регулярно публикует Роспотребнадзор и комментируют представители высших уровней власти. Под его именем в аптеках страны за считанные дни исчезли маски. Под его именем правительство меряет температуру населению лазерным лучом через окна. Под его именем в магазинах население выметает с прилавков в основном товары длительного хранения, а также антисептики и дезинфицирующие средства. Не брезгуют картошкой и огурцами. Ритейлеры разводят руками и, улыбаясь, вопрошают, почему на полках лежат лимоны, имбирь и апельсины, казалось бы, те народные и природные средства, которые призваны повышать иммунитет. Вопросов больше, чем ответов. По крупным магазина Сургута прогулялся Дмитрий Круковец, и выяснил, почему торговым сетям такой подъем продаж не очень-то и выгоден, а также узнал, ждать ли поставок макарон и гречки.
«Конец марта, а как будто новый год. Вот уже несколько дней в крупные торговые центры вереницей тянутся горожане. В первую очередь забирают продукты первой необходимости. Это крупы, макароны, консервацию. Полки магазинов пустеют», - корреспондент Дмитрий Круковец.
Это происходит, несмотря на заверения властей всех уровней, от муниципальных до федеральных, о том, что продуктового кризиса не будет. Глава Сургута Вадим Шувалов даже собрал ритейлеров в мэрии, чтобы убедиться в этом.
«Появилось в СМИ много, в соцсетях, ажиотажный спрос, касающийся покупки необходимых продуктов питания, сыпучих, консервов, и так далее. Что есть вроде дефицит. Хотел вот при СМИ послушать основные федеральные сети, поставщиков», - глава г. Сургута Вадим Шувалов.
Представители крупнейших торговых сетей заверили, что с поставками - полный порядок, а всплеск покупательской активности, который действительно был и потянул за собой ажиотаж на целый ряд товаров, способны погасить за несколько дней.
«Машины к нам на наши ТЦ заходят ежедневно в количестве не менее 6 штук, также мы предусмотрели эту ситуацию чуть раньше, у нас будет в ближайшее время дополнительные фуры соцзначимых товаров, которые обеспечат в случае необходимости спрос наших жителей», - директор магазина «Окей» в ТРЦ «Сургут Сити Молл»
«Компания «Магнит» очень регулярной в этом направлении работает, у нас 38 распределительных центров, на данный момент они все затарены, скажем так, про запас. Мы увеличили запасы на 20%, это регулярный ассортимент наш, и на 30% - это питание быстрое, которое повышенного спроса. Провалов в плане насыщенности наших магазинов мы не ожидаем, также есть некоторые магазины, которые позволяют себе иметь запасы, мы также их затарили товаром», - территориальный управляющий торговой сети «Магнит» Элла Семко.
Парадоксально, но именно после выхода сюжетов об этом совещании крупнейшие магазины города испытали покупательский шок. Таких очередей и спроса на продукты не было даже перед новым годом.
«Народу просто не пробиться. Ну такого не было даже в праздничные дни предновогодние. Люди реально просто бояться и скупают всего, паранойя наступает»
Магазины сети «Лента» чаще других фигурировали в соцсетях с пометкой «ажиотаж». К середине недели, пожалуй, единственная позиция, которой нет ни на прилавках, ни на складАх - гречка. Она в пути.
«Рост спроса ощущается, прежде всего, это такие группы, как бакалея. Мука, сахар, соль, крупы, макаронные изделия, консервация и бытовая химия. Моющие. Чистящие средства, бытовая химия, туалетная бумага, салфетки антибактериальные, это те товары, которые больше всего показали рост. Самый всплеск был во вторник. У нас это порядка 16 процентов рост траффика, рост количества покупателей и увеличения суммы покупки. До 70% больше народ стал покупать», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Бизнес отмечает, что вопреки расхожему мнению такие непрогнозируемые всплески покупательской активности идут, скорее, в минус, чем в плюс. Во-первых, пустеют полки, ритейлеры вынуждены экстренно искать варианты, чтобы вернуть продукцию на прилавки. Во-вторых, в пиковые дни нужно больше персонала - это тоже дополнительные издержки. Критической ситуации, впрочем, нет. Заказы создаются, поставщики и распределительные центры товары отгружают.
И туалетная бумага, и курица есть, ну вот гречка, это тот товар, который в первую очередь интересует, наверное, всех. Не знаю почему, на самом деле. Логичнее было бы закупаться мясом замороженным, а не консервами. Это и полезнее, и грамотнее, или сало, например, взять, или картофель - много, долго хранится. Лук, чеснок, имбирь, лимон, цитрусы, апельсины - тоже достаточно хороший товар, прежде всего, для поддержания иммунитета, раз у нас паника связана с коронавирусом и ОРВИ», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Цены – отдельный разговор. Их формируют по совокупности факторов. Среди них - себестоимость, цена доставки, учитывают ценники на аналогичную продукцию у конкурентов и какую-то долю прибыли. Коронавирус, уверяют ритейлеры, в этот перечень не входит.
«Повышения цен у нас точно не ожидается, речи об этом даже не идет. И нужно прекратить заниматься спекуляцией на фоне коронавируса и всей этой ситуации», - территориальный управляющий торговой сети «Магнит» Элла Семко.
Все сетевые магазины получили рекомендации от эпидемиологов. В соответствии с ними ужесточены требования к санитарному режиму. Особое указание дали отделам фаст-фуда. Они должны, например, иметь посудомоечные машины и обрабатывать тарелки специальным дезинфицирующим составом не менее 90 минут при температуре не ниже 60 градусов. В гипермаркетах появляются специальные дозаторы для того, чтобы покупатели могли обработать руки.
«Для собственных сотрудников, всех посетителей по рабочим моментам осуществляется замер температуры, регистрация в журнале температур, для сотрудников на входе установлены также дозаторы с дезинфецирующими средствами, и для покупателей мы не забываем делать тоже самое. На входе по торговому залу размещены дозаторы с дезсредствами, есть усиления от стандартного в работе клининга. Не реже, чем раз в 2 часа, протираем ручки тележек, дверные ручки, поручни, перила, все за что можно дотронуться», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Новации уже заметили покупатели и активно ими пользуются. Отмечая, что и без угрозы распространения коронавируса такой сервис, как возможность продезинфицировать руки на входе в торговый зал и у прилавков, далеко не лишний.
«Руки приходим, моем с мылом, масочки одеваем кое-где. Сегодня не одели. Нету их, в продаже нету. Люди сами себе накручивают. Ничего не делали. Все было бы нормально»
«В Сургуте я не вижу паники. По крайней мере там, где я бываю, паники я не вижу. Пакетик один купила, нет. Все как обычно, я думаю, все пройдет, все будет хорошо»
«Все это ерунда. Нужно жить расслабленно и радоваться этой жизни, а не бояться. Кто-то где-то на нас упадет. Продуктовую панику ощущаете? Нет. Мы нет. Видим, что люди берут, но мы нет. Мы, вот видите, салфеточки и все. В здоровом теле здоровый дух. Да»
Практически нет сомнений в том, что Сургуту и Югре какое-то время предстоит пожить в новых условиях. Москвичи уже привыкают. Там первая волна ажиотажа в магазинах началась около двух недель назад и пошла на спад. Минпромторг обещает не допустить повышения цен и заверяет о достаточных запасах продуктов на складАх поставщиков. Эксперты говорят, что через две-три недели покупатели гречки, муки, сахара, консервов и макарон уже начнут задумываться о том, куда девать собственные внушительные запасы. Ведь известно, что паника - не лучший друг для принятия взвешенных решений.

Дмитрий Круковец, Денис Зонов, Андрей Шевченко, специально для программы «Новости. Главное».
Аннотация к файлам
Название СМИ
ООО ТРК "Сургутинтерновости"
Название сми, в котором транслировалась конкурсная работа
ООО ТРК "Сургутинтерновости"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0