А в соцсетях и некоторых СМИ набирает силу инфопандемия. Пока она оказывается сильнее реального коронавируса. Под его именем различные регионы страны то и дело запрещают въезд и выезд людям, переходя чуть ли не на осадное положение. Под его именем оказывается, что власти будто бы скрывают реальное число заболевших, хотя информацию регулярно публикует Роспотребнадзор и комментируют представители высших уровней власти. Под его именем в аптеках страны за считанные дни исчезли маски. Под его именем правительство меряет температуру населению лазерным лучом через окна. Под его именем в магазинах население выметает с прилавков в основном товары длительного хранения, а также антисептики и дезинфицирующие средства. Не брезгуют картошкой и огурцами. Ритейлеры разводят руками и, улыбаясь, вопрошают, почему на полках лежат лимоны, имбирь и апельсины, казалось бы, те народные и природные средства, которые призваны повышать иммунитет. Вопросов больше, чем ответов. По крупным магазина Сургута прогулялся Дмитрий Круковец, и выяснил, почему торговым сетям такой подъем продаж не очень-то и выгоден, а также узнал, ждать ли поставок макарон и гречки.
«Конец марта, а как будто новый год. Вот уже несколько дней в крупные торговые центры вереницей тянутся горожане. В первую очередь забирают продукты первой необходимости. Это крупы, макароны, консервацию. Полки магазинов пустеют», - корреспондент Дмитрий Круковец.
Это происходит, несмотря на заверения властей всех уровней, от муниципальных до федеральных, о том, что продуктового кризиса не будет. Глава Сургута Вадим Шувалов даже собрал ритейлеров в мэрии, чтобы убедиться в этом.
«Появилось в СМИ много, в соцсетях, ажиотажный спрос, касающийся покупки необходимых продуктов питания, сыпучих, консервов, и так далее. Что есть вроде дефицит. Хотел вот при СМИ послушать основные федеральные сети, поставщиков», - глава г. Сургута Вадим Шувалов.
Представители крупнейших торговых сетей заверили, что с поставками - полный порядок, а всплеск покупательской активности, который действительно был и потянул за собой ажиотаж на целый ряд товаров, способны погасить за несколько дней.
«Машины к нам на наши ТЦ заходят ежедневно в количестве не менее 6 штук, также мы предусмотрели эту ситуацию чуть раньше, у нас будет в ближайшее время дополнительные фуры соцзначимых товаров, которые обеспечат в случае необходимости спрос наших жителей», - директор магазина «Окей» в ТРЦ «Сургут Сити Молл»
«Компания «Магнит» очень регулярной в этом направлении работает, у нас 38 распределительных центров, на данный момент они все затарены, скажем так, про запас. Мы увеличили запасы на 20%, это регулярный ассортимент наш, и на 30% - это питание быстрое, которое повышенного спроса. Провалов в плане насыщенности наших магазинов мы не ожидаем, также есть некоторые магазины, которые позволяют себе иметь запасы, мы также их затарили товаром», - территориальный управляющий торговой сети «Магнит» Элла Семко.
Парадоксально, но именно после выхода сюжетов об этом совещании крупнейшие магазины города испытали покупательский шок. Таких очередей и спроса на продукты не было даже перед новым годом.
«Народу просто не пробиться. Ну такого не было даже в праздничные дни предновогодние. Люди реально просто бояться и скупают всего, паранойя наступает»
Магазины сети «Лента» чаще других фигурировали в соцсетях с пометкой «ажиотаж». К середине недели, пожалуй, единственная позиция, которой нет ни на прилавках, ни на складАх - гречка. Она в пути.
«Рост спроса ощущается, прежде всего, это такие группы, как бакалея. Мука, сахар, соль, крупы, макаронные изделия, консервация и бытовая химия. Моющие. Чистящие средства, бытовая химия, туалетная бумага, салфетки антибактериальные, это те товары, которые больше всего показали рост. Самый всплеск был во вторник. У нас это порядка 16 процентов рост траффика, рост количества покупателей и увеличения суммы покупки. До 70% больше народ стал покупать», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Бизнес отмечает, что вопреки расхожему мнению такие непрогнозируемые всплески покупательской активности идут, скорее, в минус, чем в плюс. Во-первых, пустеют полки, ритейлеры вынуждены экстренно искать варианты, чтобы вернуть продукцию на прилавки. Во-вторых, в пиковые дни нужно больше персонала - это тоже дополнительные издержки. Критической ситуации, впрочем, нет. Заказы создаются, поставщики и распределительные центры товары отгружают.
И туалетная бумага, и курица есть, ну вот гречка, это тот товар, который в первую очередь интересует, наверное, всех. Не знаю почему, на самом деле. Логичнее было бы закупаться мясом замороженным, а не консервами. Это и полезнее, и грамотнее, или сало, например, взять, или картофель - много, долго хранится. Лук, чеснок, имбирь, лимон, цитрусы, апельсины - тоже достаточно хороший товар, прежде всего, для поддержания иммунитета, раз у нас паника связана с коронавирусом и ОРВИ», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Цены – отдельный разговор. Их формируют по совокупности факторов. Среди них - себестоимость, цена доставки, учитывают ценники на аналогичную продукцию у конкурентов и какую-то долю прибыли. Коронавирус, уверяют ритейлеры, в этот перечень не входит.
«Повышения цен у нас точно не ожидается, речи об этом даже не идет. И нужно прекратить заниматься спекуляцией на фоне коронавируса и всей этой ситуации», - территориальный управляющий торговой сети «Магнит» Элла Семко.
Все сетевые магазины получили рекомендации от эпидемиологов. В соответствии с ними ужесточены требования к санитарному режиму. Особое указание дали отделам фаст-фуда. Они должны, например, иметь посудомоечные машины и обрабатывать тарелки специальным дезинфицирующим составом не менее 90 минут при температуре не ниже 60 градусов. В гипермаркетах появляются специальные дозаторы для того, чтобы покупатели могли обработать руки.
«Для собственных сотрудников, всех посетителей по рабочим моментам осуществляется замер температуры, регистрация в журнале температур, для сотрудников на входе установлены также дозаторы с дезинфецирующими средствами, и для покупателей мы не забываем делать тоже самое. На входе по торговому залу размещены дозаторы с дезсредствами, есть усиления от стандартного в работе клининга. Не реже, чем раз в 2 часа, протираем ручки тележек, дверные ручки, поручни, перила, все за что можно дотронуться», - директор ТЦ «Лента» Евгений Белов.
Новации уже заметили покупатели и активно ими пользуются. Отмечая, что и без угрозы распространения коронавируса такой сервис, как возможность продезинфицировать руки на входе в торговый зал и у прилавков, далеко не лишний.
«Руки приходим, моем с мылом, масочки одеваем кое-где. Сегодня не одели. Нету их, в продаже нету. Люди сами себе накручивают. Ничего не делали. Все было бы нормально»
«В Сургуте я не вижу паники. По крайней мере там, где я бываю, паники я не вижу. Пакетик один купила, нет. Все как обычно, я думаю, все пройдет, все будет хорошо»
«Все это ерунда. Нужно жить расслабленно и радоваться этой жизни, а не бояться. Кто-то где-то на нас упадет. Продуктовую панику ощущаете? Нет. Мы нет. Видим, что люди берут, но мы нет. Мы, вот видите, салфеточки и все. В здоровом теле здоровый дух. Да»
Практически нет сомнений в том, что Сургуту и Югре какое-то время предстоит пожить в новых условиях. Москвичи уже привыкают. Там первая волна ажиотажа в магазинах началась около двух недель назад и пошла на спад. Минпромторг обещает не допустить повышения цен и заверяет о достаточных запасах продуктов на складАх поставщиков. Эксперты говорят, что через две-три недели покупатели гречки, муки, сахара, консервов и макарон уже начнут задумываться о том, куда девать собственные внушительные запасы. Ведь известно, что паника - не лучший друг для принятия взвешенных решений.
Дмитрий Круковец, Денис Зонов, Андрей Шевченко, специально для программы «Новости. Главное».
Аннотация к файлам
Название СМИ
ООО ТРК "Сургутинтерновости"
Название сми, в котором транслировалась конкурсная работа
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 20230
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 20220
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 20220
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 20220
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 20220
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 20210
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 20210
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 20210
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 20210
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 20210
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 20210
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 20210
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 20210
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 20210
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 20210
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 20210
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020».
14 января 20210
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 20200
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.