Природные дары Владимир Водопьянов превращает в гастрономические шедевры.
Клюква, черника, кедровые орешки здесь превращаются в полезные конфетки.
Грузди да маслята, сосновые шишки-малышки, царица-морошка, жир медвежий и барсучий, а еще кедровое маслице, настоянное на белых грибах и приправах по собственному рецепту. Ах, чего только нет в ассортименте небольшого семейного предприятия!
И ведь все, что готовят в производственных цехах, само выросло. Дикоросы без всяких пестицидов, удобрений, обласканные лишь северным солнцем, проливным дождем да замеченные внимательным человеком, превращаются здесь в изыски, каких иной раз и в «мишленовских» ресторанах не сыщешь.
Богатство нашел под ногами
«МВ» продолжает рассказывать о том, как живет-может в этот непростой период бизнес. Говорим о тех, кто не опускает руки - только таким и бывает настоящий предприниматель. Он сумеет найти выход из любой непонятной ситуации, как Владимир Водопьянов. Вначале мы задумали сделать небольшую заметку о том, как он расширил дело в пандемию, и на том остановиться. Но, когда зашли в новый цех, стало ясно: ограничиться сухой информацией здесь никак не получится.
Продукция под торговой маркой «Вкусный лес» - это десятки наименований вкусностей, давно и хорошо зарекомендовавших себя на рынке. Но вряд ли кто-то, глядя на баночку с морошковым вареньем или кедровыми шишками - орешками, задумается, какая колоссальная работа стоит за красивой этикеткой, ставшей одним из брендов Югры.
На заре своей юности Владимир Борисович, который разменял шестой десяток, конечно, не помышлял о таком бизнесе. Родом из Украины, он получил поэтапно три образования -строитель, механик, кинооператор. Бывало, даже шабашил на свадьбах - хроникеры счастливого события в жизни всегда были нужны. С той поры есть увлечение - коллекционирует фотоаппараты, один из них родом из XIX века, но об этом будет другая история.
Было у Владимира Борисовича свое кафе, чтобы его открыть пришлось пройти поварские курсы. В своем деле повар был настолько хорош, что однажды ему предложили двухгодичный контракт на Кипре.
- А я уже здесь был, на Севере, подумал и решил остаться - завлекла тайга и ее дары, что под ногами лежат и никому не нужны, - вспоминает наш герой. - Так и променял Средиземное море на наш лес.
На Кипре Владимир Борисович так и не побывал, а вот те самые дары тайги до сих пор его главное дело жизни.
Трудный путь оптимиста
Поначалу казалось, что сбор и обработка дикоросов - дело простое, да только 20 лет назад эта тема никому не была интересна. Стучался Владимир Борисович во все двери, искал понимания и поддержки. А ему в ответ, мол, какие грибы, у нас главное - нефть!
- Спасибо губернатору Комаровой, вот когда она заговорила про наши природные лесные богатства, про грибы белые, тогда только и засуетились, стали помогать грантами, субсидиями, выставками.
Чтобы крепко встать на ноги, предпринимателю понадобилось 12 лет. Разработка рецептур, технических условий, бренда, сертификация продукции, поиск поставщиков и рынков сбыта - путь длинный и сложный. Владимир Борисович признается: знай, что так трудно будет, не взялся бы тогда за переработку.
Но, коль взялся, пришлось соответствовать. За эти годы он обзавелся уникальным оборудованием, какого не найдешь во всей стране. Например, пресс для отжима кедрового ореха, из которого делает масло, раздобыл в Южной Корее. В России таких раньше было два, один вышел из строя, так что теперь есть только у Водопьянова. Для сушки и стерилизации ореха отыскал на Дальнем Востоке специальную машину, внутри которой 29 микроволновых печек. Вообще-то она предназначалась для сушки ламинарии, но глава предприятия вместе с сыном, а он инженер, и часть команды Водопьянова, довели технику до ума. Впрочем, он ко всему прикладывает руки: нужно - ремонтом займется, потребуется – лично пойдет те же грибы солить.
Эксклюзив Водопьянова
Впрочем, лентяев здесь нет, каждый член семьи при деле. Супруга взяла на себя весь финансовый блок, здесь же трудится теща. Дочь подрастает и тоже подключается к семейному бизнесу, подкидывает свежие идеи. Сейчас вот предложила разработать новый фирменный дизайн этикеток, а еще у «Вкусного леса» появится свой слоган.
Сам же Владимир Борисович, помимо тысячи дел, умудряется еще оригинальные рецепты выдумывать. Например, чтобы не пропадал лом гриба - вид не товарный, не продашь, рачительный хозяин стал делать масло, аналогов которого в стране точно нет.
- Смешиваем кедровое масло, что сами готовим, и немного растительного, щедро добавляем грибы, специи, чеснок и готово, - рассказывает Владимир Борисович. – Подобного нашему нигде не встретите. Итальянцы делают оливковое похожее, только там и гриба-то не разглядеть.
В ближайшее время на рынке появится икра грибная - только автоклав нужно купить, будет и фарш, и новые виды варенья с разными полезными добавками, хотя и так уже 20 разновидностей в ассортименте. Словом, планов громадье, и даже в нынешнее трудное время Водопьянов оптимизма не теряет.
Не пропадем!
Конечно, кризис сказался и на его и бизнесе. Львиную долю продукции раньше, как горячие пирожки, разбирали кафе-рестораны, были договоры с садами и школами, да только с конца марта все закрыли на клюшку. До весны товар поставляли в 20 магазинов, теперь только 4-5 берут. Но Владимиру Борисовичу и его маленькой команде не до уныния. Не побоялся, взял кредит да и купил большое помещение, в котором оборудует новые цеха - отдельно ягодный, грибной и ореховый. Семь миллионов потратил, миллион еще вложил в ремонт, докупил оборудование - итого уже пятнадцать миллионов.
- Сушилка для орехов только 29 тысяч евро стоит, да каждая холодильная камера - больше трехсот тысяч, а еще и батареи менять, окна, пристрой сделали к помещению - ягоду там будем хранить.
Пищевиков отраслью, пострадавшей от пандемии, не считают, хоть ударил вирус по ним не меньше, чем по тем, кто в сфере услуг работает. Так что рассчитывает Водопьянов лишь на себя, говорит, хорошо, что хоть район да округ копейкой помогают. Где процентную ставку по кредиту компенсируют и часть средств, затраченных на оборудование, вернут да и за переработку дикоросов платят. А если на выставке какой побеждает предприниматель, а побеждает он всегда, то тоже получает финансовое поощрение.
Все еще будет
Конечно, хотелось бы выйти и на международный рынок. Был Водопьянов в Южной Корее – местный народ распробовал, что тот привез, и моментально все раскупил. Да только не все так просто с экспортом. Есть в регионе Фонд «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры», здесь помогают и с документами, и с сертификацией, и финансово отчасти.
- Все бы хорошо, но чтобы зайти, например, в какую-то сеть в Таиланде, нужно минимум 50 тысяч евро, - говорит Владимир Борисович. - Так что это дело отложим на потом, а вот на нашу большую федеральную сеть «Ленту» подумываем выйти.
Впрочем, продукция Водопьянова востребована и в нашей стране. Уважают его дары природы и в Питере, и в Тюмени, любят на Ямале, в Севастополе и Хабаровске. Трудное время пройдет, поставки наладятся.
- Не пропадем, и этот кризис переживем, - с уверенностью говорит оптимист. - Много дел впереди, хочется все успеть, детей да внучку - она появится на свет в августе, научить тому, что сам умею.
Александра Сергеева. Фото Юлии Пановой.
Название СМИ
ОАО "Редакция газеты "Местное время"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы