Аннотация к файлам
Двадцать километров он продвигался на нартах, управляемых «бураном», сквозь заснеженную тундру. В лицо хлестали ветер и мокрый снег, а снегоход периодически застревал в высоких сугробах. Дорога в угодия лесных ненцев была непростой. Но трудности нашему герою Богдану Жилину ни почём. Ведь его главная цель – заарканить оленя.
Полтора года нефтеюганский путешественник искал возможность попасть в гости к коренным народам нашего округа. Содействие оказали представители югорского отделения Русского географического общества.
«Я давно мечтал окунуться в быт наших коренных народов, - поделился Богдан. - Их, настоящих хранителей своей культуры, осталось не так много. Мы живём в Нефтеюганске, ездим в Сургут, Ханты-Мансийск и думаем, что на этом округ заканчивается. Это не так. Прежде всего, мы обитаем на их земле, а это значит, что важно знать об этих людях, как можно больше».
Путь к лесным ненцам был неблизким. Добравшись до окружной столицы, наш герой сел на самолёт до Белоярского. Там успел попасть на вертолёт, летающий раз в неделю, до посёлка Нумто. Здесь ненцы из близлежащих угодий собираются на мероприятия, праздники, выезжают сюда в магазин или просто пообщаться друг с другом. А потом разъезжаются по домам, к своим семьям.
В посёлке путешественника встретил Василий Пяк, хозяин угодий, в которые они вместе отправились дальше. Человек, между прочим, непростой. Вице-президент Союза оленеводов ХМАО и член мировой ассоциации оленеводов. В своё время Василий Владимирович даже участвовал в консилиуме коренных народов, который проводила ООН в Нью-Йорке, представлял там наш округ.
Оленеводство для Василия не просто занятие – это образ жизни. Из поколения в поколение это дело передаётся в семьях его народа. Будни лесных ненцев проходят размеренно. Просыпаются рано, мужчина с самого утра выгоняет оленей и уходит с ними в тундру, а возвращается оттуда иногда и поздним вечером. По завершении дня оленей требуется найти, собрать и пригнать домой. Дел много и в течение дня: следить за порядком в стаде, кормить животных (к слову, олени очень любят рыбу), по необходимости подпилить рога.
«Северные олени – единственные животные из представителей семейства оленевых у которых рога есть, как у самца, так и у самки. Растут рога на протяжении всей жизни. У самцов отпадают после брачного сезона, а у самок, когда произошёл отёл, - рассказывает Богдан Жилин. - Но бывают непредвиденные ситуации. Например, когда олени друг с другом бодаются, рога отлетают. В этом нет ничего страшного. Это не причиняет им боль, а рога потом вновь отрастают».
На языке ненцев олень звучит, как «ты». Научиться правильно его арканить – задача непростая. Удалось это нашему герою далеко не с первого раза. Для этого нужно взять в руки аркан, сделанный из кожи оленя или лося, сделать петлю и закинуть, попытавшись зацепить резвое животное.
«Мне попался молодой олень, буйный. Бороться с ним было тяжело, - признаётся Богдан. - Он меня так потаскал! При этом аркан больно резал руки. Но я справился, поборол зверя».
Жена Василия – Светлана Петровна, человек не менее интересный. На плечи женщины в угодии ложатся все хозяйственные дела: нарубить дрова, сходить за водой, держать в порядке дом и двор, приготовить еду семье и рогатым подопечным.
Кроме того, женщины шьют одежду мужу и детям, обрабатывают оленьи шкуры, шьют кисы – традиционную обувь северных народов. Женские кисы от мужских можно отличить не только по размеру, но и по внешнему виду. На женских сапогах орнамент уходит вниз, а на мужских вверх.
Одежду шьют не нитками, а оленьими жилами. Когда девушка выходит замуж, в её арсенале обязательно должна быть игольница, смастерённая вручную. Именно по игольнице смотрят, какая из девушки выйдет жена и хозяйка. Поэтому к этому предмету внимание особое: украшают его мехом выдры и лебедя, оленьими ушками и косточками.
Так размеренно и без лишней суеты проходят будни лесных ненцев.
«Живут дружно, к ним родственники приезжают из соседних угодий, помогают. Нам есть чему поучиться у этих людей. В первую очередь нормальному человеческому общению и простому образу жизни. Мне очень импонирует жизненный уклад коренных народов. Они сами себе хозяева. Говорят: нам отчитываться не перед кем, мы никому не должны, живём как хотим. Что посеем то и пожнём», - рассказал путешественник.
К слову, земледелием ненцы практически не занимаются. Зато занимаются охотой и рыболовством. Богдан Жилин и сам пробовал рыбачить по-местному. Проверил мордушку (установку для ловли рыбы), научился работать инструментами: пешнёй, которой лёд долбят и зюзьгой, которой его собирают.
Ну и как же побывать в гостях у лесных ненцев и не попробовать оленину? По словам нашего героя, это мясо необыкновенно вкусное в любом виде.
«Ел строганину, сырое оленье мясо, сырой желудок. Даже кровь оленя пил. Она, конечно, на любителя. Мне показалась пересоленной, но это из-за того, что её обильно солят для долгого хранения. Это как пить морскую воду. Ну и психологический фактор сказывается, не каждый сможет себя пересилить и попробовать кровь. А мясо потрясающее. Вкуснее я ещё не ел», - поделился он.
Хоть коренные народы Севера и живут обособленно, все блага цивилизации им доступны. В угодиях проведены электричество, связь и интернет. Дети ходят в школу. Конечно, в каждом поселении образовательного учреждения нет, ребят собирают со всего района и отвозят в близлежащую школу-интернат, где они живут и учатся.
С медицинской помощью тоже проблем нет. В посёлке Нумто есть дежурный фельдшер, а если ситуация серьёзная, то из города могут вызвать санборт. Для этого на территории каждого угодия вытаптывают примитивную вертолётную площадку. Лечатся ненцы и своими народными средствами. Например, отвар багульника, помогает от температуры.
Люди здесь живут в согласии с природой и друг с другом, даже не думая о переезде в город. Молодёжь, конечно, рвётся в города, но с возрастом их тянет обратно. Ведь оседлый и уединённый образ жизни остаётся в крови, а в сердце - бескрайняя тундра.
Елена Масалова