Аннотация к файлам
В последние десятилетия в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки. Под её воздействием растёт юное поколение, личность которого формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. В то время как великая культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями, стала забываться и отходить на второй план. Обычаи, традиции, уникальный фольклор и многое другое из жизни наших предков рискует быть утраченным.
Поэтому именно сейчас важно воспитывать в детях любовь к родной стране и её культуре. Патриотическое воспитание должно стать важной частью образовательной программы уже в дошкольном возрасте.
В детском саду№32 «Белоснежка» на протяжении пяти лет реализуется проект «Моя семья. Мой город. Моя страна. Моя планета». При его разработке учитывались требования государственной образовательной политики, а также предложения родителей воспитанников.
«Что такое патриотизм для дошкольников? Это чувство любви к Родине – большой и малой, к её природе, традициям. Цель нашего проекта - приобщить детей к культуре и быту народов России, воспитать любовь и уважение к своей семье, своей малой Родине, стране, передать им знания о государственной символике, природных богатствах и достопримечательностях своего края, рассказать о том, как важно беречь природу», - пояснила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Татьяна Масалова.
Педагоги поставили перед собой задачу: пробудить в детях любовь к родной земле. Сформировать у ребят такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны: чувство гордости за её достижения, уважение к армии, интерес к общественной жизни.
Гость во двор – хозяину радость
«Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Проходите ко мне в светёлку, я гостей ждала», - такими словами каждую неделю воспитанников встречает хозяйка «Русской избы». Мини-музей, погружающий ребят в атмосферу домашнего уклада русского народа, в саду существует уже более 15 лет. К слову, среди дошкольных учреждений города детский сад «Белоснежка» стал первым, где появилась такая уникальная площадка.
Каждый экспонат в музее: глиняная посуда, чугунные утюги, прялка, маслобойня, люлька, сундуки, керосиновая лампа, коромысло, домотканые коврики и другая домашняя утварь – настоящий раритет. Старинные экспонаты привозились родителями воспитанников и сотрудниками сада из сёл и деревень. Все предметы можно и нужно трогать, а заботливая хозяюшка обязательно расскажет, как они называются и для чего предназначены.
«Дети всегда остаются в восторге от таких экскурсий. Здесь для них всё красиво и необычно, многие предметы они видят впервые. Мы играем в подвижные русские игры под народную музыку – для ребят это настоящее веселье! Они запоминают песни, потешки, заклички – такие формы фольклора помогают развивать речь и память. Изучают женскую и мужскую народную одежду. Рисуют, раскрашивают раскраски, закрепляя свои знания. Наш проект очень многогранен», - отметила хозяйка избы, воспитатель Ирина Перминова.
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Разные формы патриотического воспитания ежедневно внедряются воспитателями в работе с детьми в группах. Одна из них – использование народного фольклора: потешек, скороговорок, сказок, пестушек, хороводных игр. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!» - такие слова дети слышат от воспитателя в адаптационный период, когда только начинают ходить в сад.
«С первого умывания они слышат добрую потешку «Водичка-водичка». Так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешки «Сорока-сорока», «У Маланьи, у старушки…» воспитывают трудолюбие, желание помогать ближнему. При причесывании - «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд… ». Во время кормления - «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую»», - рассказала воспитатель Татьяна Николаева.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве являются театрализованные игры, настольный и пальчиковый театр. Не менее важны и народные подвижные игры, которые передаются из поколения в поколение. Игры сопровождаются считалками и зазывалками, в них много юмора и соревновательного задора, оттого они так любимы детьми.
Ещё одна форма работы с детьми – дидактические и сюжетно-ролевые игры.
«Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине и родном крае, об армии и защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета и поведения в общественных местах», - подчеркнула Татьяна Владимировна.
Большим успехом пользуется чтение произведений народного фольклора – сказок. Они рассказывают детям о добре и зле, воспитывают в них трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность и справедливость.
«А ещё сказки учат смекалке. Хотя сказка не даёт малышам прямых наставлений («Слушайся родителей», «Уважай старших»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают», - отметила воспитатель Кристина Ахкозова.
Не последнюю роль в воспитании патриотизма играет и семья ребёнка. Работники дошкольного учреждения проводят консультации с родителями, рассказывая, как они могут поспособствовать в воспитании любви к Родине вне детского сада. Вместе дети и родители участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, рисунков и фотографий, посвящённых природе родного края, сочиняют сказки на нравственно-патриотические темы, учатся охранять природу.
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Значимые традиции
В Детском саду№32 каждый год отмечают памятные календарные даты: дни Победы, конституции, государственного флага, народного единства, день рождения города, праздник защитника Отечества, день космонавтики. Традиционно проходят фестивали национальных культур, семейного творчества, парад дошколят, военно-патриотические учения, смотры песни и строя. В холле детского сада представлены выставки «Куклы в народных костюмах» и «Наша Армия в настоящем и прошлом». Костюмы для этих выставок созданы руками родителей воспитанников. Кроме того, дети регулярно встречаются с интересными людьми, в рамках сотрудничества с ОГИБДД, МЧС, общественным движением «Ветераны России».
С сентября 2022 года в детском саду появилась новая традиция - подъём и спуск Государственного Флага Российской Федерации. Воспитанники, отличившиеся хорошим поведением и имеющие достижения в творчестве и спорте, зачисляются в состав знамённой группы. В начале учебной недели знамённая группа поднимает флаг в музыкальном зале, в конце учебной недели опускает его. Дети с воодушевлением и большой ответственностью относятся к данному поручению, стремятся в течение недели достигать хороших результатов и верят, что именно им будет оказана честь в выполнении такого важного дела.
Большое внимание в проектной деятельности уделяется и региональному компоненту. В рекреации детского сада размещена интерактивная выставка «Югра моя любимая». Созданная руками педагогов и родителей экспозиция раскрывает особенности быта и природы стойбища коренных народов ханты и манси. Кроме того, дети могут выполнять творческие задания в интерактивном формате на сенсорном экране.
«Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества», - уверена Татьяна Николаева.
Дети – наше будущее и будущее нашей страны. Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников поможет вырастить поколение, обладающее духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающее культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Елена Масалова