Обряд окуривания ханты проводят при встрече гостей или для того, чтобы очистить свое жилище. Для ритуала берут кору пихты или березовую чагу. У коренного народа они священны. От них не только запах приятный, но и дым антибактериальный.
- Он очищает всю микрофлору. Получается, человек, который вновь прибыл, он проходя через такой обряд окуривания, очищает свое тело, свою одежду, а вдыхая этот дым очищает и свою душу, – рассказывает Расима Ибраева, научный сотрудник мегионского Экоцентра.
Этот простой ритуал могла провести и хозяйка жилища, более сложные доверяли только шаманам. Чаще всего в общине был один шаман, реже два. Кто мог взять на себя такую непростую миссию – определилось по способностям. Шаман не только предсказывал удачными ли будут рыбалка или охота, но и, растолковывал сны, врачевал людей.
– Жили шаманы с поселениями. Им надо, чтобы были угодья, промыслом заниматься, добычей рыбы. В зимнее время надо было прокормить оленей, селились там, где ягельник хороший, – рассказывает Эльза Шамсиева, главный хранитель музейного фонда мегионского Экоцентра.
– Шаманы были двух категорий. К низшей относились шаманы, которые умели провожать в последний путь, т.е. они участвовали в похоронных обрядах. К высшей категории относились шаманы, которые умели лечить болезни, найти пропавшего оленя или предсказать погоду, - рассказывает Олеся Колотилова, специалист по учету музейных предметов.
Одевались шаманы тоже особенно. На их одежде, вес которой достигал 30 и более килограммов, были навесные украшения из лоскутных тканей или металлических подвесок. Обязательные атрибуты - бубен, колотушка и головной убор с венцом. Ряд предметов, которые шаман использовал в своих ритуалах, соответствовали духу его покровителя. Они становились помощниками при камлании.
В Мегионском краеведческом музее хранятся предметы культа, принадлежавшие шаманскому роду Семена Сигильетова, который жил еще в прошлом веке в Нижневартовском районе. Им нет аналогов. Это шапка с металлическим венцом, колотушка, обшитая кожей медведя, ровдужная ящерица, металлическая змейка и гадальные камни. В этом музее их два - болотный железняк и речной галечник. Считалось, что камни, имеющие форму головы животного, приносят удачу и богатство. Их хранили в специальных сундучках, к ним очень хорошо относились, их подкармливали, даже раз в три года им шили новую одежду.
Особый интерес заслуживает бубен. Этот предмет позволялось иметь только шаманам высшей категории. Изготавливали его из кожи оленя, и шаману он служил своеобразным транспортным средством.
– Он помогал создать те звуки, которые его поднимали, то есть переносили с места на место, перевозили можно сказать мысленно, – рассказывает Расима Ибраева, научный сотрудник мегионского Экоцентра.
Не смотря на то, что шаманские предметы всегда представляли большой интерес, они до сих пор мало изучены. Например, про ровдужную ящерицу нельзя прочитать даже в печатной литературе. А информации о шаманских ритуалах и обрядах, настолько мало, что она смогла дойти до наших дней только благодаря народам, продолжающим чтить традиции своих предков.